Поздравления
СМС поздравления, сценарии праздников, тосты

Сценарий итогового праздника

20 сентября 2013 г.
Сценарии праздников

Сценарий внеклассного мероприятия 1 класс. итоговый праздник

Итоговое внеклассное мероприятие для 1 класса.

Сценарий праздника для 1 класса «До свидания, первый класс»

Под музыку «Воздушная кукуруза» Т. Спенсера дети заходят в музыкальный зал и выполняют перестроение: идут через центр друг за другом, расходятся в разные стороны через одного. Затем идут через центр парами, четверками, обходят музыкальный зал «змейкой», опять идут через центр друг за другом, расходятся через одного в разные стороны и выстраиваются полукругом у центральной стены.

Учитель. Дорогие ребята, вот и закончился наш первый учебный год. Он был не только очень интересным, но и трудным. Сегодня мы прощаемся с ним, как с добрым, умным другом.

1-й ребенок.

Первый класс! В первый раз

Год назад ты принял нас.

Перешли мы во второй

И прощаемся с тобой.

2-й ребенок.

Мел, доска, картины, карты

Вместе с нами перейдут,

Чуть повыше станут парты,

Вместе с нами подрастут.

3-й ребенок.

Полюбили мы друг друга,

За друзей стоим горой,

И со мной моя подруга

Переходит во второй.

4-й ребенок.

А учительница, что же,

Бросит разве нас с тобой?

Нет, учительница тоже

Переходит во второй.

Учитель. А помните, ребята, как вы пришли в первый класс?

Исполняется песня «Первый класс» (на мотив песни «Ветер с моря дул» в исполнении Натали, фонограмма).

Посмотри на нас -

Это первый класс.

Как же хороши

Эти малыши!

В школу мы идем.

Детский сад, прощай

И удачи нам

В жизни пожелай!

Целых 10 лет

Теперь будем мы

Вместе все взрослеть.

Так устроен мир,

Школа, поскорей

Открывай нам дверь.

Мы теперь твои

Все ученики.

Знаем мы давно,

Что ученье свет.

«Учись, не ленись» -

Дали нам совет.

Обещаем мы:

Вас не подведем,

Будем получать

Мы отметку «5»!

Дети садятся на стульчики.

Учитель. Ребята, давайте сейчас мы вспомним ваши первые уроки письма, где вы учились писать ровные палочки, крючочки, хвостики. Кто писал в рабочей строке, а кто и мимо.

5-й ребенок.

Да, буквы писать - очень трудное дело!

И в этом сегодня признаюсь я смело.

Другие вот пишут легко и красиво,

Видео: «ВОВРЕМЯ». Итоговый праздничный выпуск (от 14.10.2012)

А я, что ни сделаю, - косо да криво.

Заглянешь, бывало, в чужие тетради -

Слова, как солдаты, стоят на параде.

А тут... словно буря прошла по странице.

Пора, эх, пора бы и мне научиться!

Учитель. Писать надо не только красиво, но и правильно.

6-й ребенок.

Ученик ты будешь славный,

Коль начнешь писать с заглавной.

И возьмешь в соображенье

Точкой кончить предложенье.

Не забудь и знаки прочие:

Запятую, многоточие…

Знаки препинания

Нужны нам, как дыхание.

7-й ребенок.

В сочетаниях ЖИ-ШИ

Только И всегда пиши.

В сочетаниях ЧА-ЩА

Пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ

Пишут только букву У.

Учитель. Ребята, не забудьте эти правила, когда будете составлять из отдельных слов знакомые пословицы.

Проводится конкурс «Составь пословицу».

Желающим участвовать в игре детям раздаются конверты, в которых лежат разрезанные на отдельные слова пословицы.

Из этих слов дети должны составить известные пословицы и вслух прочитать их.

• Нет друга - ищи, а нашел - береги.

• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

• Ученье свет, а неученье - тьма.

• Красна птица пером, а человек умом.

• Доброе начало - половина дела.

• Старый друг лучше новых двух.

• Делу время, потехе - час.

Учитель. Вы хорошо потрудились, теперь можно и отдохнуть. Объявляю музыкальную паузу!

Исполняется песня из пройденного за год репертуара.

Учитель. Математика - наука всех наук! Кто же из вас умеет считать? Ну, конечно же, все!

8-й ребенок.

Мне учиться очень нравится,

Отвечать я не боюсь.

Я могу с задачей справиться,

Потому что не ленюсь.

И прекрасна и сильна

Математика-страна!

9-й ребенок.

Здесь везде идет работа,

Все подсчитывают что-то:

Сколько домнам угля надо,

А детишкам шоколада,

Сколько звезд на небесах

И веснушек на носах.

10-й ребенок.

Сколько в комнате углов?

Сколько ног у воробьев?

Сколько в садике скамеек?

Сколько в пятачке копеек?

У стола четыре ножки,

Пять котят у нашей кошки.

Раз, два, три, четыре, пять -

Все могу пересчитать!

11-й ребенок.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем пальчики считать.

Если сложим руки вместе,

Сколько будет пальцев?

Десять!

Сценарий итогового праздничного концерта для детей

Автор: Попогребская Ирина Валерьевна, заместитель директора по УВР МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества №1», Белгородская область, г. Старый Оскол.

Сценарная разработка Праздника «Детство - планета мечты»

Сценарная разработка праздника «Детство - планета мечты» предназначена для использования классными руководителями, старшими вожатыми, заместителями директора по воспитательной работе, методистами при организации и подготовке большого массового мероприятия, посвящённого подведению итогов работы детского коллектива. В сценарий могут быть внесены коррективы в соответствии с условиями, особенностями коллектива и т.д.

Возраст участников - 7 - 18 лет.

Успех организации и проведения праздника состоит в тесном взаимодействии детей и взрослых, активности всех участников мероприятия.

Открывается занавес. Танцевальная заставка «Цветные сны», танцовщицы выводят детей, которые открывают праздник.

В шепоте теплого ветра,

В играх тени и света,

В полете звезды вечерней

Ты вспомнишь его, наверное.

Детство - мечты и праздник,

Детство - майские грозы,

Детство - полет фантазии,

Детство - это смех и слезы.

Все мы у Детства во власти,

С Детством приходит весна.

Детство - простое счастье,

Детство с нами всегда!

Исполняется танец «Жар - птица»

На сцену выходят Девочка и Мальчик.

Девочка - Добрый день, дорогие друзья!

Мальчик

Дети и взрослые, здравствуйте!

Мы сегодня на сцене не зря…

Девочка - Мы в Празднике Детства участвуем!

Мальчик

Праздник Детства? Опять? Почему?

А когда же придет Праздник Взрослости,

А то детство, да детство

Это нужно кому?

Как-то надо побольше серьезности.

Девочка

Да, что ты? Праздник Детства -

Любимый всеми праздник.

Его, как чуда каждый ждет -

Тихоня и проказник.

Мальчик

Нет! Праздник Взрослости, поверь,

Нам был бы в самый раз:

Мы - взрослые, представь теперь -

Жизнь супер, просто класс! (мечтательно)

Девочка

Да нет же!

Ты не прав, постой!

Ведь Праздник Детства непростой:

Он, этот праздник, для детей,

Родителей, учителей.

Для всех, кто верит в красоту,

Добро, мечту, фантазию,

Вожатые, директора,

Все, все, пришли на праздник!

Мальчик

Они же взрослые совсем

У них полно своих проблем.

Девочка

Зато из них мечтает каждый

Вернуться в Детство хоть на миг

И рассказать себе вчерашним

Чего сегодня он достиг!

Исполняется песня «Город детства»

Мальчик

Вот это да!

Да как же можно

Вернуться в Детство? Не пойму!

Лишь только чудо здесь поможет,

Но обратимся мы к кому?

Девочка

К кому?

Да к Леди Совершенство!

Про Детство знает все она.

В ней - обаянье и кокетство,

Забота, мудрость, доброта!

Появление Мэри Поппинс

Мэри Поппинс

Приветствую я всех,

Нарядные какие!

Вы вспоминали обо мне?

Я здесь, у вас, в России!

Девочка

Мы рады, Мэри Поппинс,

Здравствуйте!

Мальчик

Вот здесь у нас возник вопрос:

«Что лучше - детство или взрос…»

Девочка

(Девочка прерывает на полуслове)

Нет, он хотел спросить:

«А кем же все-таки лучше быть -

Ребенком - петь, смеяться, танцевать,

Мечтать, дерзать, не унывать?»

Мальчик

Иль взрослым быть,

Уверенным и важным,

Ученым знаменитым

Или летчиком отважным?

Мэри Поппинс

Да! Очень сложно разобраться

Хотя…

За дело только стоит взяться,

И оживает сказка вдруг,

Волшебный повернется круг…

И вот уже взрослые

Стали детьми,

Все в детство вернулись.

А с ними и мы.

В игре света и тени на сцене появляются «Взрослые» с шарами (старшие вожатые и старшеклассники)

1. Друзья дорогие, дети и взрослые!

Года пролетели с зимами, веснами,

И наши мечты,

Что вчера были детскими

Теперь стали жизнью,

С делами соседствуя (костюм произвольный)

2. Я помню, как в детстве по карте

Я золото долго искал.

И стал я геологом, братцы,

Сбылось все, о чем я мечтал (костюм геолога)

3. А я мечтала, что больницей

Буду я руководить,

И теперь ко мне лечиться

Не боятся приходить! (костюм врача)

4. Я словно молодец с картинки,

Посмотрите на меня со стороны.

Побеждаю в поединке

Во имя всей большой страны!

(костюм спортсмена, спорт. инвентарь)

5. Внешность мне не безразлична,

В зеркало смотрюсь не раз,

И в одежде все отлично,

Ярко, радует всем глаз.

Я дизайнер по костюмам,

Если проще - модельер.

Одевала в детстве кукол -

Куклу Барби, например. (вечернее платье)

6. А я хотел быть президентом,

И до сих пор еще хочу.

Вот только я закончу обученье

И этот пост, конечно, получу!

(Деловой костюм, папка для бумаг, очки)

7. Детство пролетело словно час,

Детство - это жизни первый класс.

В жизни есть у каждого свой путь,

Но давайте мы сегодня, хоть на час,

Детство постараемся вернуть!

В игре света и тени «Взрослые » покидают сцену, вместо них появляются дети с шарами (танцоры и певцы)

Исполняется песня «Планета Детства»

Мэри Поппинс

Ну вот, мы на планете Детства,

Где вера с мечтою живут по соседству

Где взрослые с теплой заботой и лаской,

Жизнь детворы делают сказкой.

И мы приглашаем на сцену сейчас,

Того, кто доказывал это не раз:

Доказывал делом, доказывал дружбой,

Такой верный друг ребятам всем нужен!

Для открытия Праздника Детства на сцену приглашается большой друг девчонок и мальчишек ________________ ( представитель администрация города)

Сценарий праздника "итоговый праздник" 1 класс - окончание учебного года - классному руководителю - база разработок - сообщество взаимопомощи учителей педсовет.su

Учитель: кто это говорит? Вы узнали чьи это голоса? Неужели это наши дети, которые 1 сентября пришли первый раз в первый класс? Где же они? (дети выходят). Посмотрите, как выросли наши первоклассники за 165 учебных дней и сегодня они пришли (читают хором)

ПОСЛЕДНИЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС!

Учитель: чему же они научились в школе?

звучит песня «Чему учат в школе»

Буквы разные писать

Тонким перышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Вычитать и умножать,

Малышей не обижать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

К четырем прибавить два,

По слогам читать слова

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Книжки добрые любить

И воспитанными быть

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Находить восток и юг,

Рисовать квадрат и круг

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

И не путать никогда

Острова и города

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Про глагол и про тире,

И про дождик во дворе

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Крепко-накрепко дружить,

С детства дружбой дорожить

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Сценарий итогового праздничного концерта для детей

Мальчик - А ты? А ты будешь восхищаться мной!

Мистер Эй - Только давайте договоримся, петь только - по взмаху моей руки. Кто споет громче, тот получит приз. Итак, у нас поют четыре ансамбля - правая половина зала «Кнопочки», левая половина зала «Бусинки», задняя часть зала «Ладушки», балкон «Звоночки». Ребята, когда я покажу, кто поет - вот так взмахну рукой, вы будете петь вместе с нами такие слова: «Тридцать три коровы, тридцать три коровы». Давайте попробуем! (С каждой частью зала)

Исполняется песня - игра «33 коровы»

Мистер Эй

Итак, кто же пел громче?

Ребята, вам призы - каждому по мороженому! После праздника!

(Из зала: А нам?)

И вам - тоже, не зря же вы пели! Но им - первым!

Ну все, пока!

Я пошел сочинять новый шедевр.

Фонограмма «Ветер»

Мэри Поппинс

А вот и я!

И ветер вновь меняется.

Какая песня славная у вас!

Друзья, наш праздник продолжается -

Советы лучшие, мы приглашаем вас!

На сцене Советы детских объединений - победители городского и районного смотров деятельности общественных объединений.

Мальчик

Советы! Важные какие!

Уверенные, боевые! (Важно)

Наверное в д/о они,

Как путеводные огни!

Мэри Поппинс

Ты прав!

А знаешь, почему

Они победу одержали?

(Мальчик качает головой)

- Да, потому что их, мой друг,

В их начинаньях поддержали.

Мальчик

Вот это да!

А кто же это!

Мэри Поппинс

О, это асы, будь здоров!

Я говорю про заместителей директоров.

На сцену приглашаются заместители директоров по ВР (становятся рядом со своими Советами)

Девочка

Но, Мэри долго им

На сцене так стоять?

Давай из зала пригласим того,

Кто всех их будет поздравлять!

Мэри Поппинс

Мы приглашаем человека,

Который знает все о них:

Делах, успехах и проблемах

Не понаслышке, не из книг.

Мальчик

Тогда откуда же о них известно,

Откуда же о них такие знанья?

Мэри Поппинс - Да потому что __________________, ведущий специалист Управления образования.

Награждение Советов и заместителей директоров по ВР

Мэри Поппинс

Ребята, как у вас красиво!

Есть белый снег и синие моря,

И солнце красным названо не зря,

Я имя всему этому - Россия!

Исполняется танец «Русские узоры»

Мэри Поппинс - Ребята, трепещите от волненья,

Ведь самый важный миг настал!

На сцене - лучшие детские объединения

И их приветствует весь зал!

На сцену опускается экран, на нем мультимедийные фотокадры и озвучивание информации о детских организациях.

Девочка

Она и ты, и он, и я

В д/о как дружная семья.

Талантливые, озорные,

Находчивые и смешные.

Мальчик

Но среди ребят таких

Они активнее других.

Девочка

Сегодня ими все гордятся

И все кричат им здесь: «Ура!»

Мальчик

Конечно, все, от мала до велика,

А больше всех директора.

Мэри Поппинс - Мы приглашаем на сцену директоров школ, чьи детские общественные организации стали победителями смотра деятельности д/о города и района.

Директора школ выходят на сцену

Мальчик

Стоят на сцене только звезды,

Придумать речь для них непросто:

(загибает пальцы)

Поздравить нужно, руку каждому пожать,

Побед в дальнейшем пожелать.

Мэри Поппинс

Не сомневайся дорогой,

Есть человек у нас такой!

Пожмет он руку каждому,

И пожелает быть, конечно, успешным

Учителем и другом быть - его призвание.

Внимание! На сцене _________________ -

Начальник Управления образования.

Награждение д/о и директоров школ.

Исполняется песня «Зажигаются звезды»

Мэри Поппинс

Чудо сделать наяву

В нашей власти.

Если друг с тобою рядом -

Это счастье!

Счастье - быть веселым, щедрым,

Мудрым быть и сильным,

Верить в добрые мечты и дела красивые!

На память о сегодняшнем празднике, вам, дорогие гости, мы дарим наши сердца и памятные сувениры (гостям вручаются памятные сувениры)

На сцену выходят все участники праздничного концерта

Мальчик

Планета Детства вертится,

На ней полно чудес:

Научные открытия

С наукою вразрез,

Кино и телевиденье,

Компьютер, Интернет,

Мир книг, театра, музыки -

Чего здесь только нет!

Девочка

Планета Детства вертится

Быстрей из века в век,

Но главным остается

Обычный человек.

Обычные девчонки,

Обычные мальчишки -

Наташи, Саши, Оленьки,

Андрюшки и Иришки…,

Мэри Поппинс

Которые все делают

Порой наоборот,

Но знают несомненно,

Что детство не уйдет,

Что детство их останется

В сердцах, глазах, мечтах

И возвратится снова

В цветных, веселых снах.

На сцену выходят все участники концерта (танцевальные и вокальные коллективы).

Исполняется финальная песня «Давайте верить в чудеса!»

В зал летят шары.

Сценарий итогового праздника «весёлый огород»

(Приложение к работе: Познавательно – исследовательский проект «Весёлый огород».)

Оборудование: Маски овощей, маска зайца, фартуки по количеству детей, посылка, натуральные овощи (огурцы и помидоры), вареные овощи для винегрета, кастрюля, пластиковые ножи, вилки, кувшин с водой, таз для мытья рук, полотенце. Костюмы: Печкина, Осени, Пугала, Айболита.

Ведущий: Добрый день дорогие дети и уважаемые взрослые. Коллектив группы «Полянка» представляет вашему вниманию заключительный этап проекта –праздник «Весёлый огород»

Дети: поют песню «Танец огородников»

Ведущий: Весной этого года мы посадили с детьми на подоконнике в группе семена разных огородных культур. Ребята, давайте вспомним какие условия нужны, чтобы из семян вырос плод.

Дети: Почва, влага, солнечный свет, уход, забота человека.

Ведущий: Правильно.

Что такое огород?

Овощей хоровод.

Перцы сладкие,

Помидоры гладкие.

С клубникой грядки,

Грабли и лопатки.

щё для порядка

Сторож Ванятка -

Пугало сердитое,

Соломою набитое.

Пугало: Это ещё кто? Я тут ворон целый день гоняю, чтобы семена не клевали, а тут ещё гости непрошенные.

Ведущий: Это ребята из детского сада. Они не тронут твои грядки. А ты тут давно стоишь?

Пугало: Да с самой весны. Как только семена в землю посадили, так меня и поставили.

Ведущий: И не скучно тебе тут?

Пугало: Конечно, скучно. Сами бы попробовали торчать на палке с утра до вечера. Словом перемолвиться не с кем. Одни вороны кругом.

Ведущий: Так давай мы тебя позабавим.

Пугало: Это как?

Ведущий: Наши дети умеют отгадывать загадки. Они все овощи знают, которые растут в огороде.

Пугало: Не может быть, сейчас проверим. (загадывает загадки)

Дети: отгадывают загадки и поднимают таблички с изображением овощей.

Пугало: Ой, развлекли, потешили. Ну, вы тут веселитесь, а мне работать пора, огород сторожить. (уходит)

Ведущий: Светило солнышко, поливал дождик и появились первые всходы.

Дети: поют песню «Весёлый огород».

Ведущий: Чтобы хорошо росли наши всходы как за ними нужно ухаживать?

Дети: Рыхлить землю, поливать, выпалывать сорняки, защищать от вредителей.

Ведущий: Правильно. Сейчас ребята поиграют в игру «Зайчик в огороде»

Дети: встают в круг, берутся за руки по считалочке выбирают зайчика.

Целую ночь в огороде на грядке

Зайцы играют в ловишки и прятки.

Бабушка утром придёт за капустой

А в огороде голо и пусто.

Ведущий: Ребята, посмотрите, изменился наш огород вместо маленьких ростков на грядках появились спелые овощи это значит, что лето закончилось и наступила осень.

Входит осень.

Осень:

Вы обо мне? А вот и я!

Здравствуйте, мои друзья

Я пришла на праздник к вам петь и веселиться

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться

Ой, ребята, а что это доносится с наших грядок. О чём спорят наши овощи?

Дети: Инсценировка «Спор овощей»

Овощи (хором):

Кто из нас из овощей,

И вкуснее, и нужней,

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Осень:

Выскочил горошек –

Ну и хвастунишка!

Горошек (весело):

Я такой хорошенький

Зелёненький мальчишка!

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

Осень:

От обиды покраснев

Свёкла проворчала

Свёкла (важно):

Дай сказать хоть слово мне

Выслушай сначала

Свёклу надо для борща

И для винегрета

Кушай сам и угощай-

Лучше свёклы нету.

Капуста (перебивая):

Ты уж, свёкла, помолчи.

Из капусты варят щи

А какие вкусные пирожки капустные!

Зайчики – плутишки

Любят кочерыжки

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно):

Очень будете довольны

Съев огурчик малосольный,

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

Редиска (скромно):

Я румяная редиска,

Поклонюсь вам низко –низко

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь (кокетлива):

Про меня рассказ не длинный

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку-

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким.

Осень:

ут надулся помидор

И промолвил строго…

Помидор:

Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Дети:

Витаминов много в нём

Мы его охотно пьём.

Лук:

Я – приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям

Угадали? Я – ваш друг.

Я – простой зелёный лук!

Картофель (скромно):

Я, картофель, очень скромен.

Слова не сказал, я

Но картофель очень нужен

И большим и малым!

Осень: Спор давно кончать пора!

(Стук в дверь)

Овощи: Кто – то, кажется, стучит.

Входит Айболит.

Овощи (радостно): Это доктор Айболит.

Айболит:

Ну, конечно, это я!

О чём спорите, друзья?

Овощи:

Кто из нас из овощей

Всех вкуснее и нужней

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Айболит:

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все, без исключенья,

В этом нет сомненья!

В каждом польза есть и вкус, –

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее

Кто из вас нужнее.

Ведущий: Спасибо тебе, Айболит, за совет, помирил ты овощи на нашем огороде. Ребята, попрощайтесь с Айболитом.

Дети: До свидания!

Ведущий: Ну что ж, а нам предстоит много работы

Мы корзиночки возьмём

В огород скорей пойдём

Урожай собирать

И на зиму запасать.

Дети: играют в хороводную игру «Соберём урожай»

Ведущий: Ребята, а как люди сохраняют урожай?

Дети: Убирают в погреб на хранение, солят, маринуют, консервируют.

Ведущий: Ребята, кто – то к нам стучится.

Входит почтальон Печкин и проводит игру «Посылка».

Печкин: Угадали кто я?

Дети: Почтальон Печкин.

Печкин: У меня для ребят группы «Полянка» посылка из деревни Простоквашино от дяди Фёдора. Только я вам её сразу не отдам. Отгадайте. Что в ней лежит.

Дети: Отгадывают по описанию огурец и помидор.

Ведущий: Ребята, поблагодарим почтальона Печкина за посылку.

Дети: Спасибо.

Ведущий: А что же нам делать с этими овощами, чтобы сохранить их.

Дети: Законсервировать.

Ведущий: вызывает к себе 2 детей, завязывает им глаза и каждому даёт по банке игра «Засол овощей».

Ведущий: Ребята, а какие блюда из овощей вы знаете?

Дети: Борщ, салат и т.д.

Ведущий: Мы сейчас с вами приготовим салат под названием «Винегрет». Подойдите к столу, надевайте фартуки, помойте руки и приступайте к работе игра «Поварята» –дети по руководством повара готовят салат «Винегрет».

Пока дети готовят, гости просматривают фильм «Огород на подоконнике».

Ведущий: Итогом нашего проекта явился этот праздник. Нами проведена большая работа в течении 6 месяцев. Учувствовали и дети, и педагоги, и родители.

Литература:

Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. – М. 2006. – 144с.

Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка. – Спб. 2006. – 640с.

Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе. – М. 2006. – 128с.

Авторы стихов: Е. Благинина, В. Сибирцев, И. Гурина , Л. Богословская

Ресурсы интернета:

mdou35.narod.ru›konspekt_druzya_yejika.html

festival.1september.ru

http://playroom.com.ru/zagadki.php#5

Песня «Весёлый огород» сл. М. Садовского, муз. С. Соснина.

«Песня и танец огородников» сл. В. Малкова и Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова.

Песня – игра «Собирайся народ» сл. и муз. С . Г. Насауленко.

Клип "Друзья"', 'Скрыть')">Видео: Клип "Друзья"