Поздравления
СМС поздравления, сценарии праздников, тосты

Сценарий праздника семик

4 октября 2013 г.
Сценарии праздников

Сценарий летнего праздника-игротеки для старших дошкольников «семик - девичий праздник»

Игротека проводится в лесу, в березовой роще или в парке вокруг березки. Проводят игротеку Ведущая и Семик (взрослые).

Ведущая, с березовым веночком на голове, пред­лагает детям свободно расположиться вокруг березки, которую так любили и почитали наши предки. Она рассказывает детям о том, что на Зеленые святки (Семик, Троила) березки в лесу украшали и устраивали вокруг них веселые хороводы, игры, забавы. Затем обращает внимание на гостя, одетого в русскую рубаху.

Семик: Я - Семик. Прихожу в четверг перед Троицей. В старину меня любили и почитали. В этот день в лесу зеленые ветки и траву собирали, чтобы на Троицу - в воскресенье - дом ими украсить.

Ведущая: А почему, Семик, в народе тебя называют девичьим праздником?

Семик: Девушки меня особенно любили. На Семик они венки заплетали и гадали по ним на суженых, загадывали желание. А делали они это так: бросали венки в воду и смотрели, чей первый к берегу приплывет, той девушке первой замуж выходить.

Ведущая: Приглашаем тебя, Семик, вместе нами порадоваться лету красному, поиграть.

Ручеек

Ведущая и Семик встают в пару, берутся за руки и поднимают их над головой. За ними - все играющие. Из сцепленных рук получается коридор. Тот, кому пара не досталась, идет к истоку, началу ручейка, и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему нравится (выбирает себе пару). Новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало ручейка. Игра продолжается.

Семик достает корзину с разноцветными полосками, лентами и приглашает девочек подойти к березке, «заплести ей косы», украсить ее по старинному обычаю.

Семик:

Березка, березка,

Завивайся, кудрявая.

К тебе девушки пришли,

К тебе красные пришли.

Девочки образуют вокруг березки хоровод и водят его с песней «Во поле береза стояла»:

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люди, люли, стояла,

Люли, люли, стояла.

Пойду я в лесу погуляти,

Белую березу заломати,

Люли, люли, заломати,

Люли, люли, заломати.

Сломлю я у березы три сучочка,

Сделаю из них я три гудочка.

Люли, люли, три гудочка,

Люли, люли, три гудочка.

Вы, гудки-гудоченьки, гудите,

Вы ленивых, нерадивых поднимите,

Люли, люли, поднимите,

Люли, люли, поднимите.

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла,

Люли, люли, стояла.

Ведущая:

На поляне, на лугу

Гнулася березонька.

Завивали девушки,

Лентой украшали,

Березоньку прославляли: -

Белая березонька,

Ходи с нами гулять,

Пойдем песни играть.

Семик: А кто знает, какая игра была самой любимой на Зеленые святки? Правильно, горелки. Давайте поиграем.

Горелки

Горелки были традиционной игрой весенних и летних праздников, поэтому известно много вариантов этой игры. Предлагаем один из них. Семик выбирает водящего - «горелку» («горящего»). Все играющие встают парами друг за другом, подняв руки вверх и образуя «ворота». «Горящий» становится на несколько шагов впереди первой пары, спиной к играющим. После приговорки, которую произносят все играющие, стоящие в последней паре разъединяют руки и бегут: один по правую сторону ряда, другой - по левую и стараются соединиться, добежав до условленного места. На расстоянии 20 шагов обозначают место (флажками или веточками березы), к которому стоящие; в последней паре бегут. На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся попарно, пока не пробегут все.

«Горящий» бежит за любым играющим и старается запятнать его прежде, чем он добежит до условленного места. Кого «горящий» поймает, тот и «горит», т.е. ловит следующую пару.

Когда все соберутся на условленном месте, играющие поворачиваются. Место, где они стояли раньше, тоже отмечается флажками или веточками, и игра начинается снова.

При этой игре используются разные приговорки, в каждой местности свои:

Гори, гори жарко!

Едет Захарка,

Сам на кобылке.

Жена на коровке.

Дети на тележках,

Слуга на собаках,

Погляди-ка вверх –

Там несется пест.

***

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

***

Стой, гори на месте,

Гори, не сгорай,

По бокам глазами

Поменьше стреляй,

А гляди на небо,

Там журавли,

А мы ноги унесли!

***

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После игры Семик собирает детей вокруг нарядной березки и рассказывает о традициях народного праздника: в этот день умывали глаза водой из реки или колодца, чтобы не болели; бросали в реку или колодец мелкую монетку — на счастье; девушки загадывали желание и кумовались. Предлагает девочкам кумоваться.

Семик:

Кумушки, кумитеся,

Где сойдетесь, поклонитеся,

Домой пойдете - не бранитеся.

Девочки разбиваются на пары, приговаривают:

Покумимся, кума, покумимся,

Чтобы нам с тобой не браниться,

Весело дружить.

Ведущая передает им березовый веночек, девочки троекратно целуются через него и обмениваются самодельными подарками (украшения из природного, бросового материала, бумаги и пр.).

Колечко

Это игра для девочек. На ленточку надевают колечко (все это Семик достает из своей корзинки), а затем, связав концы ленточки, девочки становятся в кружок и передвигают кольцо по ленточке. Одна из них, выбранная считалкой, - «кружится», т.е. ходит в кругу и ищет колечко, спрашивая: «У кого кольцо?». Каждая обманывает, говоря: «У меня!» - а в это время кольцо передается другой участнице игры. Водящая хватает ее за руку и обнаруживает, что у нее кольца нет. Колечко оказывается в другом месте. «Кружащаяся» спешит за ним. Если найдет, девочки меняются местами. Та, у кого нашли кольцо, начинает «кружиться».

Нос

Игра для мальчиков. Участники садятся гуськом друг за другом, водящий - впереди. Второй игрок закрывает глаза первому, кто-нибудь (на него может указать Семик) выходит из ряда и, подергав водящего за нос, садится на место. Водящий должен найти «обидчика». Если он укажет на другого, то его за нос отводят на прежнее место, и игра повторяется. Если отгадает, на его место садится другой.

После игр дети встают в хоровод у березки, любуются ею, а Семик напоминает девочкам, что они покумовались, и дает наказ всем ребятам не ссориться, жить в мире и добре друг с другом.

Источник: Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. - М., 1998. - 128 с.

 

 

Сценарии праздников

На всей территории России к Егорьеву дню - 6 мая - был приурочен первый выгон скота в поле (вывешивается рисунок с изображением Георгия Победоносца).

Ведущий: Крестьяне верили, что Егорий, он же Георгий Победоносец - покровитель домашнего скота и хозяин лесных зверей, невидимо для людей выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от зверей, над которыми властвует.

1-й пастушок: Спасителю Победоносцу и Чудотворцу! Отче наш, Георгий, спаси и сохрани нашу скотину Рудонюшку и Пестронюшку в темных лесах, в жидких местах от диких зверей, от плавучих змей и от злых людей! Аминь!

Читать запись полностью »

«троица» (сценарий праздника для старшего школьного возраста)

Действующие лица: современный юноша, девушки в русских народных костюмах, ведущий.

На сцене – декорации, изображающие летний пейзаж. Отдельно стоит макет березы.

 

Ведущий. Троица – последний в году из числа так называемых «переходящих» христианских праздников.  Переходящими они называются потому, что связаны с Пасхой.

О Троице сложено множество народных поговорок:

Бог любит троицу.

Без троицы дом не строится.

Троица перстов крест кладет.

Есть у нее свои приметы и поучения: «На Троицкой дождь – много грибов; от Троицы до Успенья хороводы не водят».

Происхождение праздника Троицы связано с деяниями Иисуса Христа после его Вознесения и заботами о распространении его учения среди всех народов мира. По преданию, благодаря сошествию Святого Духа апостолы – ученики Иисуса Христа – заговорили на языках всех народов, населявших землю, и получили возможность проповедовать учение Христа повсюду, среди всех народов тогдашнего мира.

Богословы утверждают, что в этом событии участвовала Святая Троица  – Дух Святой исходил от Бога-отца, а послан он был Богом-сыном.

 

На сцене – следы пикника, звучит современная музыка, с шумом проходят девушки и юноши в современной одежде. На сцене остается один юноша.

 

Юноша. Ой, кажется, заблудился. Эй, кто-нибудь, отзовись! (Никто не отвечает.) Ну где же все-то?

В центр зала  перемещается установленная на крестовине береза. Звучит русская народная музыка.  За сценой слышится смех. Юноша с опаской оглядывается по сторонам. Под музыку на сцену выходят две девушки в русских народных костюмах.

 

1-я девушка. Ух ты, чудо какое невиданное! Ты кто, домовой?

Юноша (растерянно). Да нет…

2-я девушка. Знаю, знаю, это Чудо-Юдо заморское!

Юноша. Да не чудо я, простой человек!

1-я девушка. Что-то не похож ты на людей-то… а знаешь, пойдем с нами!

Юноша. С вами? А куда?

2-я девушка. Березку завивать!

 

На сцену выбегает девушка в сарафане и в венке из веток березы.

 

Девушка. Ой, девушки, ой, красавицы,

Красны девицы-подруженьки!

Завтра Троица да зеленая.

Айда в лес – березку завивать

Да веночки заплетать,

Весну провожать,

Красно лето встречать!

 

Выбегают девушки в старинных русских нарядах. На головах венки из цветов и веток березы. В руках яйца, куличи, пирожки, ленточки. Они подходят к березе. Окружают ее и по очереди расхваливают:

– Ай да красавица!

– Ай да кудрявая!

– Ай да стройная!

Девушки берутся за руки, водят хоровод. Поют песню «Во поле березонька стояла».

Во поле березонька стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли-люли, стояла.

Люли-люли, стояла.

Некому березку заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли-люли, заломати.

Люли-люли, заломати.

Пойду я в поле погуляю,

Белую березу заломаю.

Люли-люли, заломаю.

Люли-люли, заломаю.

Юноша. Как красиво у вас получается все, и поете вы хорошо, только не пойму я, что вы празднуете?

1-я девушка. А празднуем мы Троицу, великий праздник. Троица – последний в году из числа так называемых «переходящих» христианских праздников. Троица приходится на 50-й день после Пасхи. Седьмая неделя после пасхи называется «зелеными святками, «русальей» или «семиковой». Неделя завершается в воскресенье празднованием Троицы.

2-я девушка. В Семик (четверг)  мы, девушки, надеваем лучшие наряды, плетем венки из веток березы и цветов, идем в лес завивать березку.

 

Девушки по очереди продолжают прославлять березу.

 

Березка-березонька,

Завивайся, кудрявая!

К тебе девушки пришли,

Пироги принесли со яичницею!

На поляне, на лугу

Гнулася березонька.

Ее девушки завивали,

Алой лентой украшали,

Березку прославляли:

«Белая березонька,

Ходи с нами гулять,

Пойдем песни играть!»

Ведущий. Свивали девушки верхушками ветки березы, навязывали на нее цветные ленты, загадывали на судьбу, а также на желания:

– Завьем березоньку!..

– Да желанья загадаем!

 

Девушки кладут под березу яйца, куличи, перевивают ветки березы цветными ленточками. Загадывают желания.

 

3-я девушка. Вью-вью колечко на батюшку.

Другое колечко на матушку.

Третье колечко на себя.

4-я девушка. Вью колечко на сестру.

Другое на брата.

А третье колечко на себя!

Ведущий. Под березкой они «кумились», целовались, через венки обменивались крестиками. Исполнялся очень веселый обряд вокруг «заломанной» березки. Из веточек и травы делали чучело кукушки и забавным образом  «крестили» ее. Во время крещения девушки «кумились». Будущие «кумы», просунув лицо в завитый березовый венок, целовались и тут же обменивались нательными крестами. При этом пели:

Все девушки: Покумимся, кума, покумимся!

Чтоб нам с тобой не браниться,

Вечно дружиться!

 

Девушки целуются через венки, обмениваются крестиками и платочками.

 

5-я девушка. Кумушка-голубушка,

Серая кукушечка!

Давай с тобой покумимся,

Давай с тобой подружимся,

Крестиками поменяемся,

Чтоб нам с тобой не ругаться,

А вечно смеяться!

Ведущий. Шуточная церемония «крестин» всерьез сближала юных селянок, как бы роднила их, и «покумившиеся» часто оставались верными подругами на долгие годы. Ссора между покумившимися подружками считалась великим грехом.  И этот грех надо было долго замаливать.

6-я девушка. Ты мне кумушка,

Я тебе голубушка.

Кумушка-голубушка!

Горюшко размыкаем!

Будешь мне помощница,

Рукам моим подсобница!

 

Девушки садятся под березку, едят обрядовую пищу: яичницу, каравай, кашу.

 

1-я девушка. Первая ложка каши – березке, а крошки – кукушке. (Обращаясь к юноше.) А ты, парень, будь осторожен, а то русалки защекочут.

Юноша. Это еще что?

2-я девушка. Русалка почитается у нас как лесная богиня, в кукушек русалки превращаются. Вот выйдет из воды русалка красоты невиданной, очарует тебя, защекочет да и утащит к себе на дно. На русальей неделе купаться нельзя.

Ведущий. Семичный четверг в лесу – это девичий праздник. А взрослые в этот день, с ними и парни, будущие хозяева, спешили на ярмарку, на большой базар, который уже с раннего утра шумел в ближайшем городе или большом селе. Ярмарка была не только шумным торжищем. Но и местом общих забав и развлечений. Она не обходилась без каруселей, кукольного театра, шарманщиков и медвежьих танцев.

Суббота – день поминовения предков.  С утра весь народ шел на кладбище, украшал могилы ветками березы, цветами и травой. Вспоминали усопших добрым словом, говорили о них: «Про отцов помнить от века завещано» – и оставляли на могилах угощение: яйца и пироги.

В день Троицы окрестности оглашал торжественный благовест со всех колоколен. В храмах, украшенных зеленью, шли молебны. Люди направлялись к обедне с букетами цветов, зелеными ветвями.

3-я девушка. Березка белая – символ расцвета природы. Она укрыла Богородицу и Христа в непогоду. В воскресенье на Троицу опять отправимся в лес и расплетем заломанную березку. Срубим другое деревце, принесем его домой, нарядим лентами и поставим в переднем углу как новогоднюю елку.

4-я девушка. Девушки-подруженьки!

Кумушки-голубушки!

Пойдемте к реченьке

Венки в воду бросать,

На женихов гадать!

5-я девушка. Пойду на Волгу-реку,

Стану на крутом берегу,

Брошу венок на воду,

Отойду подале, погляжу:

Тонет ли, не тонет ли

Венок мой на воде.

1-я девушка. Мой веночек потонул,

Меня милый вспомянул:

«О свет, моя ласковая!

О свет, моя приветливая!»

Ведущий. «Семичная», или «Русальная», неделя с завершающим ее Троицыным днем, был самым любимым праздником сельской молодежи.  Об этом пелось:

Как у нас в году три праздника:

Первый праздник – Семик честной,

Другой праздник – Троицын день,

А третий праздник – Купальница.

Юноша. Да, не дураки были предки повеселиться, неделями праздновали.  А мне это больше нравится!

2-я девушка. Оставайся с нами после Троицы  Духова седьмица настанет.  Вот где повеселимся! Устроим «Проводы русалки».

Ведущий. Неделя после Троицы тоже славилась веселыми обрядами.  Вот как она проходила в селах на Нижней Волге. Почти повсюду устраивалось затейливое шествие ряженых к реке.  Впереди двигалось чудовище, которое, накрывшись одним парусом, изображали несколько парней.  Кто-то нес на шесте конский череп. Чудовище подгонял кнутом ярко раскрашенный погонщик.  Сзади с озорными песнями шли гурьбой девушки с венками в руках.  Чудовище топили в Волге, и девушки бросали ему вслед свои венки.  И загадывали: чей венок поплывет – той предстояло скорое замужество, а чей утонет – ту ждала горькая доля вдовы или старой девы.

Юноша. Вы знаете, нам, людям 21 века, есть чему у вас поучиться – умению видеть поэтическую сторону жизни, умению беречь и любить природу, любоваться ее красотой.  А еще не мешало бы нам позаимствовать вашей душевности и человеколюбия.

 

Все участники праздника выходят на сцену.

 

1-я девушка. Заглянули в старину мы –

Будто дождь омыл сердца.

Только не допели струны

Нашу песню до конца.

2-я девушка. Всех не спеть нам славных песен,

Не сказать всех добрых слов,

Край российский наш чудесен,

Вечно юн и вечно нов!

 

Под музыку участники представления уходят со сцены.

Семик – праздник священной берёзы - фольклорные - сценарии праздников - пресс центр - экоцентр г.батайск

Семик – праздник священной берёзы

I Ведущая

Семик – седьмой четверг после Пасхи – считался у славян очень большим праздником. Он открывал комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета красного, прославляющих проснувшуюся природу, зеленеющую землю и белоствольную берёзку. Берёза – священное дерево в славянской мифологии. Её почитали и как символ берегинь русалок, во время весеннего праздника Семика, когда в селение вносили распустившееся дерево и девушки надевали берёзовые венки. На бересте писали письма и приколачивали к деревьям приношения лешим: вернуть, например, заблудившуюся коровошку, подвести под ружьё охотнику дичь, помочь не заплутаться, когда пойдут по малину.

II Ведущая

Седьмую неделю после пасхи – Семицкую, - называли также «зелёной», «грязной» или «русалочной». Главные обряды на пртяжении Семицкой недели – Задушные поминки, Семик, Кукушки, Моросье, Завивание венков. В Семик, по верования славян, по верованиям славян, русалки оставляли омуты и выходили на землю. Где русалки бегали и резвились, там трава росла гуще и зеленее, там хлеба обильнее. Но и вреда от них много: могут насылать они на поля проливные дожди, град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты. Потом краденой пряжей завивают свои берёзки. Считали, что на русалочной неделе купаться опасно – русалки защекочут. Самое верное средство, чтобы русалки отвадились, - полынь, «трава окаянная». Семик праздновали перед Троицей. Троица и Семик в народном быту почти неразделимы.

Уходя в лес после Троицына дня, следует брать эту траву с собой, чтобы суметь бросить полынь в глаза русалке. Если она вдруг встретиться на пути и спросит: «Что у тебя в руках: полынь или петрушка?» «Полынь» - следует ответить. «Брось её под тын!» - выкрикнет она. Вот тут-то и надо успеть бросить траву ей в глаза. Если же ответить: «Петрушка», - то русалка с криком: «Ах, ты, моя душка!» - наброситься на человека и примется щекотать до тех пор, пока не упадёт бездыханным. А в Семик русалки были пособницами в девичьих гаданиях. Девушки в узелках приносили обрядовую еду – пироги, оладьи, яичницу. Еда раскладывалась под берёзой. Около берёзы водили «круги». Не просто хороводы, а именно «круги», пели заклинания, славили Божий свет и расцветающую природу.

I Ведущая

Игры, гуляния, хороводы водили или вокруг берёзки в лесу, или в селении, куда с песнями вносили украшенное дерево.

Давайте и мы с вами поводим хоровод? И украсим нашу берёзку!

«Пойдём, девочки,

Завивать веночки!

Завьём веночки,

Завьём зелёные.

Завивайся, берёзонька молодая,

Завивайся, зелёная, кудрявая.

Вот тебе берёзонька ленточки красные,

Вот тебе цветики белые,

Вот тебе цветики разные

II Ведущая:

«Стой, мой милый хоровод, стой, не расходись!

Я игру вам предлагаю,

К Водяному приглашаю.

Под воду согласны?

Испугались? Вот прекрасно!

Тогда сыграем в игру «Бег под водой посуху»?»

Игры

1. «Бег с плошкой на голове»

Поставить на голову плошку с водой и бежать наперегонки до указанного места и обратно. Кто меньше прольёт, тот и победитель.

2. «Молодиченька – невеличенька» (для девочек)

Девочки становятся в круг, одна девочка – внутри круга. Дети приговаривают:

«Молодиченька

Невеличенька:

Сама с вершок,

Голова с горшок.»

После приговорки разбегаются. Девочка - молодиченька – невеличенька догоняет кого-нибудь и осаливает. Осаленный становиться в круг, и игра продолжается.

3. «Берёзонька, выручай!»

Суть игры – тоже салки. Три девочки играют роль берёзок. Один водит, стараясь запятнать убегающего. Но тому достаточно коснуться любой берёзки и крикнуть: «Берёзонька, выручай!» - и его уже нельзя пятнать. Ведущий должен ловить другого. В этой игре существует правило: обратно сдачи давать нельзя. Если водящий тебя запятнал, лови другого, а этот пусть отдохнёт у берёзки.

4. «Селезень и утка»

Играющие становятся в круг, в середину которого ставят «утку», за кругом – «селезня», который старается ворваться в круг и поймать утку. При этом поют:

«Селезень ловил утку,

Молодой ловил серую.

- Поди, утица, домой,

Поди, серая, домой!

У тебя семеро детей. Восьмой – селезень.»

5. «Шли кони»

Играющие становятся в круг, поют.

«А шли кони по улице,

Чем они попутаны?

Золотым путом

Под копытом.

Зайка идёт,

Травку рвёт –

Что вырвет,

То в пучок.»

Спев эту песню, играющие приседают по команде ведущего, кто не поспеет сесть, тот «квач-бельмач, чёрные глаза».

свадьбе 4', 'Скрыть')">Видео: Мамбо шоу на свадьбе 4