Поздравления
СМС поздравления, сценарии праздников, тосты

Сценарий праздника шежере байрам

2 сентября 2013 г.
Сценарии праздников

Прошел «шежере байрам»

В 23 ноября в ГЦКи Д «Нефтяник» детский башкирский фольклорный ансамбль «Сулпан» при поддержке курултая башкир Пермского края и ООО «ЛУКОЙЛ ПЕРМЬ» провел для башкирского и татарского населения «Шежере байрам» («Праздник родословной»). Положение праздника было роздано еще в начале года, 7 родов выставили свое «шежере» и приняли участие в конкурсе «Беласенме ыруынды, тамганны?» («Знаешь ли свой корни и родовой знак?!») в 5 номинациях.

Получился замечательный праздник сценарий разработанный руководителем ансамбля «Сулпан» З. Ф Махатовой. Около 300 человек приняли участие на мероприятии. Презентация «Шежере» родов происходило своеобразно. Ни кто не повторялся:

- Семья Амаевых (д. Сульмаш) - род Гариповых, («Буре ыруы») содержательный рассказ о происхождении рода, Муслима апа четко заявила о своих башкирских корнях. Замечательно была построено приветствие и резюме составителя «Шежере». Муслима апа (Бывшая учительница Сульмашинской школы ныне пенсионерка прочитала свое стихотворение). Их род знаменит мастерами спорта по борьбе кураш как И Амаев и его дочь чемпионка мира по борьбе кураш. (Фото №108-0591; 1080588)

Род Гариповых стал лауреатом в номинации «Самая творческая Семья»

- Семья Нигаматьяновых из Д. Текловка. Происхождение рода из Аскинского района д. Б- Озеро. Элмира Дмитриева вместе с сыном и сплясала и станцевала Башкирский танец. Шежере Нигаматьяновых стало победителем в номинации самый многочисленный род, а также им достался приз за самый вкусный «Баурсак». ( Был организован отдельный конкурс «Самый вкусный баурсак») фото - № 108-0589.

- Семья Уразбаевых из д. Тулбаш Уинского района стала победителем в номинации «Семейные династии». От бабушки до внучек, являются активистами Курултая участвуют, в ансамблях «Сулпан» и «Гильмияза». Предки Уразбаевых являются основателями единственной башкирской деревни в Уинском районе.

- Семья Мухаматьяновых (г. Чернушка) - «Чатрай рыуы» стали победителями в номинации «Самый древний род». Шежере состоит из 11 поколений с 1723г Составитель Шежере Мухаматьянов Р. Т. Рассказал об исторических фактах подтверждающих происхождения многих сел Чернушинского и Аскинского районов входящих в Осинский уезд. О том что предки состояли в башкирской казачий службе, о наличии в роде казаках в звании Походный и Заурядный Есаул. (Фото № 108-0590)

В современных условиях, когда башкирский народ вновь обратился к собственным корням и своей богатейшей истории, народный праздник «Шежере байрам» способен стать традиционным который послужит сохранению национальных традиций и преемственности поколений.

Каждая семья гордится своим происхождением, своей полноценностью, своими семейными узами.

Руководитель детского башкирского фольклорного ансамбля «Сулпан» и «Гильмияза», председатель курултая башкир Чернунинского района Махатова З. Ф.

Фотографии с мероприятия

Информационно-публицистический еженедельник "истоки": информационно-публицистический еженедельник "истоки"

Во второй декаде мая уфимская детская музыкальная школа № 11 принимала гостей - семью Миляуши Муратшиной, преподавателя башкирского языка общеобразовательной школы № 117. Представитель тамьян-катайского рода, она познакомила слушателей со своей родословной, уходящей корнями к середине XVIII века.

 

Дом музыки встречает гостей

В горячую весеннюю пору экзаменов музыкальная школа оживилась и обрадовалась приходу гостей. Незнакомки в ярких национальных костюмах что-то репетировали в коридорах, обращая на себя внимание музыкантов-сверстников. А большой хоровой класс на время превратился в этнический музей. Торжественная атмосфера «Шежере-байрам» увлекла любопытного зрителя, ставшего свидетелем необычного театрализованного представления…

Как и полагается, гостей приветствует хозяин дома музыки, директор Олег Хардин. А маленьким слушателям он посоветовал запомнить самое главное - каждый человек должен знать своих предков, вести свои «дневники памяти» и от поколения к поколению передавать добрые семейные традиции.

Заведующая учебной частью Роза Ибрагимова разъяснила ребятам суть этой встречи. Лишь благодаря шежере в памяти людской остались сказания, мифы, национальные мелодии, исторические события, ставшие основой башкирского народного эпоса. И самым крупным произведением эпического плана является «Урал-батыр», в котором выражена идея вечной жизни народа. Эта поэма продолжает жить и в сочинениях башкирских композиторов, чью музыку мы изучаем.

 

Так было когда-то…

Семья Муратшиных подготовила интересный сценарий. Сюжетная линия его уводит в далекое прошлое - к нелегкой судьбе предков Миляуши Нурулловны, которых коснулся 37-й год. Так, в доверительной беседе с младшей дочерью главная героиня этого праздника с удовольствием вспоминала о своих прародителях, их образованности, культуре и постоянном стремлении к знаниям. И если каждый образованный башкир должен был знать четыре языка (обязательными были персидский, русский, башкирский и арабский, на котором читали Коран), то бабушка Ханифа знала семь.

И вот Миляуша Нурулловна бережно достает Коран, чей ветхий переплет говорит о том, как много людей прикасалось к его страницам. Переходящая по наследству от прошлых поколений, книга хранит следы рук давно ушедшей в вечность бабушки, которая и в 92 года, почти потеряв зрение, с помощью лупы ежедневно читала полагающиеся четыре страницы.

Так мать и дочь вели свой рассказ, иллюстрируя его семейными реликвиями из «домашнего музея». Приятно сознавать, что совсем юная Гульназира, представляющая девятое поколение своего рода, живо интересуется прошлым и с гордостью показывает старинные вещи ручной работы.

В семье хранится вышитое полотенце, которому уже более двухсот лет. Извлеченное из «запасников», оно красуется перед глазами зрителей на стене импровизированной столовой (см. фото). Еще раз заглянув в музей, мы обнаруживаем национальную одежду, в том числе монисто - атрибут замужней женщины. Украшенный серебряными монетами, этот увесистый нагрудник способствовал формированию красивой осанки. Среди прочих экспонатов привлекают внимание тюбетейки и всамделишные лапти: изрядно потертые, в былые времена они хорошо послужили своему хозяину. Здесь же - плетеная шкатулка, в свое время выполненная отцом Миляуши Муратшиной.

 

От поколения к поколению

В семьях по материнской линии ценились гуманитарные профессии педагогов, врачей, которые передавались по наследству потомкам. В роду отца занимались земледелием, пчеловодством; много было и музыкантов, играющих на баяне, курае. Вот и первоклассница Гульназира (кстати, ученица Одиннадцатой музыкальной) просит маму послушать ее выступление. Маленькая артистка сыграла на домре две башкирские мелодии, подготовленные со своей любимой учительницей Ларисой Прониной. А сес­тра девочки, студентка I курса вокального отделения училища искусств, исполнила а капелла русскую народную песню «Калинушка с малинушкой».

Музыкальная программа домашнего театра Муратшиных продолжилась выступлением еще двух сестер. Девочки знают, что их прабабушка Ханифа занималась музыкой и очень любила танцевать. И лучшая память о ней - это красивый башкирский танец правнучки…

…Мероприятия в рамках праздников «Шежере-байрам» проводятся повсеместно в форме фестивалей, концертов, конкурсов. С вековыми традициями башкирского народа знакомятся и в среде школьников. Они должны постигать истины народной мудрости и знать, что именно в семейных корнях - целительный источник духовной силы человека, его настоящее и будущее.

Вот и юные зрители музыкальной школы, для которых был подготовлен этот спектакль, с удовольствием слушали, смотрели на происходящее и активно участвовали в викторине. И это положительный момент встречи. Может быть, наши дети не станут «иванами, не помнящими родства»?

Завершая свой рассказ, Миляуша Нурулловна обратилась к ребятам с напутствием, которое слышала от своих родителей: «Учитесь, всегда стремитесь к знаниям. И это принесет вам и богатство, и счастье».

 

Послесловие

…Побывайте на аншлаговых концертах башкирской эстрады, посмотрите, как внимают мастерам сцены зрители, пришедшие на праздник музыки. И вы почувствуете трепетное колебание живого пламени, чутко отсвечивающегося в глазах разноликой публики, этих любителей народных концертов. И такой вид музыкальной культуры, где встреча с музыкой происходит на правах взаимного духовного общения, занимает особое место.

Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери заметил: «Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения». И среди форм общения одной из самых богатых и насыщенных по содержанию является именно концерт, когда в национальных песнях и танцах воплощается звуковая стихия народа. Так что неудивительно, что музыкальное искусство становится одним из главных элементов праздников «Шежере-байрам».

Библиотуймазы: шежере-байрам "родовое дерево башкир"

Сведения о самых первых зачинателях нашего рода - Буралы, Сюем, Калдырбай, Колчым, Корыч - до нас не дошли. Продолжением рода Валита был Ибрагим, который имел двух сыновей: Исмагил и Харамша. Точных сведений о Харамше у нас нет, а вот об Исмагиле можно сказать следующее: он был старейшиной в деревне, его уважали, никто не перечил ему. Он был суровым, но справедливым. Известно, что у Исмагила было три сына: Гарей, Гиниатулла и Фахеретдин. Судьбы ветви Гарея и Гиниатуллы неизвестны, а вот о Фахеретдине мы знаем, что у него было три дочери и три сына. Но судьбы женской линии мы не учитываем, а вот о сыновьях Халфетдине (1852 г.р.), Фатхетдине и Хайретдине можем рассказать. Когда пришло время кому-нибудь из молодых в семье пойти служить в армию, а служили тогда по 25 лет, на семейном совете решили отправить младшего сына Хайретдина. Тогда же открылось, что вопреки мусульманским законам Хайретдин играет на гармони. Разъярённый отец проткнул меха гармони шилом. Обида на отца у Хайретдина была очень глубокая, и он дал себе зарок: никогда, ни под каким предлогом не возвращаться домой. Армия, затем Первая мировая война 1914 г., Одесса, в которой он остался, будучи тяжело больным. Нужны были деньги на операцию. Знакомые обратились за помощью к его родным. Из братьев самым отзывчивым оказался Халфетдин, мой прадед. Он вместе с женой продал всё, что смог. Жена заложила даже свои украшения, серебряные монеты. Так Хайретдин вернулся к себе на родину, будучи уже стариком. С моего прадеда Халфетдина продолжился род Халфиных. Правнуки Халфетдина оказались людьми энергичными, предприимчивыми. Они смогли, используя свои материальные возможности, построить для односельчан магазин, который в память отца назвали «Юсуф», и открыть молодёжный центр в д. Гафурово (бывшее Карамалы-Валитово).