Поздравления
СМС поздравления, сценарии праздников, тосты

Сценарий праздника славянской письменности

23 сентября 2013 г.
Сценарии праздников

Сценарий дня славянской письменности

На сцене установлен стенд с буквами славянского алфавита. Выходят двое ведущих.

Ведущий:

- Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы отмечаем Праздник славянской письменности и культуры.

Ведущая:

- 24 мая каждый год все славянские страны отмечают этот замечательный праздник. Этот день посвящается создателям славянского алфавита, великим просветителям – Кирилле и Мефодию.

(на сцене учащиеся рассказывают стихи о создании алфавита)

Ведущий:

- До Мефодия и Кирилла славяне не имели единой письменности, которая позволяла бы передавать сложные по смыслу тексты. На основе греческого письма Мефодий и Кирилл создали первый славянский алфавит. Однако создатели славянской письменности не собирались ограничиваться только алфавитом, они переводили и записывали евангельские проповеди, притчи, богослужебные тексты и апостольские послания, занимались просвещением славян в Моравии.

Ведущая:

- Свою жизнь славянские братья посвятили служению славянской культуре. Родились они в семье военачальника в византийском городе Солуни. Детство братьев проходило в двуязычной среде – славянской и греческой. С латинским языком солунцы не были знакомы.

Ведущий:

- В отцовском доме среди немногочисленных книг братьям попалась «Энеида» Вергилия, написанная на латинском языке. Кирилл решил прочесть эту книгу, однако раскрыв увесистый том, написанный на чужом языке, не понял ни слова. После долгих поисков Кирилл, наконец, отыскал человека, знакомого с латинской грамматикой.

(на сцене появляется приезжий человек и Кирилл)

Кирилл:

- Говорят, вы знаете английскую грамоту. Я мечтаю прочесть книгу, которая написана на латыни.

Приезжий человек:

- Для чего тебе это, мальчик? Я в совершенстве знаю латинскую грамоту и смог бы научить тебя. Но зачем? Посмотри на меня. Я не получил никакой пользы от множества премудрых книг, которые прочел. Я переехал в этот незнакомый город, чтобы меня не трогали с учёными разговорами. Людям нужно делать полезные вещи, сеять хлеб, пахать землю. А я дал клятву больше никого не учить грамматике и прочим наукам.

Видео: Интегрированный урок, посвященный Дню славянской

Кирилл:

- Но мне все равно необходимо понять, о чем пишется в мудрых книгах.

Приезжий человек:

- Что же, попробуй, но в этом я тебе не помощник.

(на сцене появляется ведущий)

Ведущий:

- Ровно через год приезжий и Кирилл снова встретились на улице.

Приезжий человек:

- Постой, мальчик! Ты все еще хочешь научиться премудростям латыни? Или забыл уже о своём желании?

Кирилл:

- Я помню свое желание, и потому сам изучаю латинский язык.

Приезжий человек:

- Но разве возможно самому познать незнакомый язык?

Кирилл:

- Я изучил книгу Григория Богослова на латыни и на греческом языке, сопоставил каждую фразу и уже многое уяснил. Теперь мне понятна не только «Энеида», но и все латинские книги.

(приезжий человек и Кирилл скрываются за кулисами)

Ведущая:

- После этого Кирилл освоил арабский и греческий языки и продолжил свое учение в Константинополе. Окончив курс наук, он стал патриаршим библиотекарем, после преподавал философию в университете. Знания, которые Кирилл получил во время обучения, очень пригодились ему в дальнейшем.

Ведущий:

- К созданию славянской азбуки Кирилл приступил по поручению императора Византии Михаила 3 Константина. Но одному человеку создать письменность просто невозможно. Поэтому Кирилл обратился за помощью к своему брату Мефодию, которого очень привлекла идея создания славянской письменности.

Ведущая:

- Сегодня наша азбука, составленная Мефодием и Кириллом, является самой удобной и простой. В ней содержится оптимальное количество букв – 33. Многие европейские народы, не составившие для себя алфавита, а взявшие латинский, до сих пор испытывают явные неудобства. Однако наша азбука превосходна! И каждый человек, владеющий русским языком, должен знать и помнить имена первых просветителей – Кирилла и Мефодия.

Сценарий "день славянской письменности"

Сценарий на день славянской письменности в помощь библиотекарю и классному руководителю.

Классный час, посвященный дню славянской письменности, может проводиться в библиотеке, украшенной в честь праздника шарами, цветами, веточками березы.

Ведущие: ученики (мальчик и девочка).

Часть 1 - Открытие праздника - стих, посвященный Кириллу и Мефодию

Ведущие наизусть рассказывают первое четверостишье:

Не каждый знает, что сегодня

Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.

Для тех, кто слышит имена их в первый раз,

Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…

Далее ведущие разворачивают заранее приготовленный свиток с распечатанными словами и зачитывают:

"В далекие, далекие года

Такие, что представить даже трудно,

В Солониках (Солуни назывался он тогда)

В семье два брата жили дружно.

Тот, что постарше - был Мефодий,

Помладше брат - был Константин,

Славянами считались все они в народе

И жили долго, до седин…

Мефодий стал военным, как отец,

А Константин был образован - чтец,

Учился вместе с ним и малолетний император - Михаил

И Константин с отличием свою учебу завершил.

А в Греции, затем, ученым знаменитым стал

И философию в университете преподавал.

За ним ученых степеней тянулся караван,

Он выучил латынь, арабский, он читал Коран.

Интересовался муж риторикой, наукой

И не испытывал он муку,

Когда учил на память он святого Богослова,

Он мог пересказать Писание из слова в слово.

В те времена славяне из Моравии

Мечтали получить побольше знаний о православии.

Все потому, что греческий, латынь они не знали

И проповеди в церкви плохо понимали.

Ведь не было письменности у славян своей

И с просьбою к царю обратились ото всех людей.

Поэтому царь греков Михаил

Придумать алфавит скорее Константину поручил.

А обещал ему помочь в этом Мефодий,

Который отслужил 14 лет и был уже в народе,

На горе Олимп, среди святых,

Он принял постриг и жил теперь у них.

Два брата попросили помощи у Бога

И в 863 году они создали Алфавит свой понемногу.

Их письмена были просты, красивы и понятны,

Слова Евангелия Константин писал все внятно

И перевел с латыни для славян Писание Святое.

Молитвы и ученье Божье стало всем доступное, простое.

А, приняв постриг, Константин в миру Кириллом стал

И алфавит его народ кириллицей прозвал.

Обоих братьев - и Кирилла, и Мефодия

С тех пор все стали звать в народе

Святыми просветителями всех славян

И имена их помнят до сих пор и благословят!"

Часть 2 - Гимн, посвященный Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян.

Звучит музыка, дети, выучив заранее слова, поют гимн все вместе.

Часть 3 - Знакомство с алфавитом

Требуется заранее приготовить плакаты с буквами славянского алфавита - кириллицы.

Ведущие говорят: "Для лучшего запоминания Азбуки болгарские книжники - ученики Кирилла и Мефодия создали "Азбучную молитву", которая считается первым славянским стихотворением".

Дети выходят каждый со своим плакатом, на них - буквы, встав друг за другом, поочередно знакомят всех присутствующих каждый со своей буквой и зачитывают самый понятный вариант Азбучной молитвы:

Аз - Аз есмь свет миру

Буки - Бог есмь прежде всех век

Веди - Ведаю всю тайну в человеце и мысль

Глаголь - Глаголю людям закон Мой

Добро - Добро есть творящим волю Мою…

(Плакаты затем нужно расставить на свободные стулья).

Ведущие рассказывают о том, что до сих пор ученые всего мира бьются над точной расшифровкой послания, заложенного в славянском алфавите. Существует много трактовок и предположений, а ведущие обращают внимание школьников на доступный всем смысл послания, заложенный уже в первых буквах алфавита:

"Я буквы ведаю, чтобы говорить добро…"

Часть 4 - О красоте русского языка

Ведущие:

"Более 700 лет славянский язык и письменность просуществовали в неизменном виде. Лишь при Петре I изменили количество букв, внесли новые (Ё и Й).

В 1918 г была проведена реформа русского языка - алфавит упростили: в нем оставили лишь 33 буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.

До сих пор русский язык считается одним из красивейших в мире и вызывает восхищение у большинства великих людей".

В качестве примера ведущие приводят высказывания:

1. А. Куприна: "Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью".

2. Г. Державина: "Славяно - российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком".

3. Ч. Айтматова: "Бессмертие народа - в его языке".

4. А. Ахматовой (отрывок из стихотворения "Мужество"):

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Часть 5 - Конкурс (на знание русских поговорок)

Ученики стараются вспомнить как можно больше поговорок и пословиц, посвященных родному языку, азбуке.

Ведущие имеют заранее подготовленный список и дают подсказки.

Победителю вручается приз - книга, содержащая буквы древнего языка. (Например, любая сказка, в который присутствует камень, на котором буквами кириллицы написано: "Направо поедешь - себя спасать, коня потерять…").

Часть 6 - Юмористическая сценка

На сцене появляются два старца (Кирилл и Мефодий). Их изображают ученики, накинувшие на голову и плечи большие темные плащи до пят с капюшонами, надев бороды от костюмов Деда мороза.

"Старцы" с удивлением осматривают зал, в котором проводится праздник, плакаты с буквами кириллицы и говорят:

Кирилл:

Посмотри сюда, Мефодий -

Это ж наши с тобой буквы,

Говорил тебе - в народе

Наши буквы помнить будут!

Знать, трудились не напрасно,

Видишь - торжество какое,

Посмотри-ка, жизнь - прекрасна!

Видно, празднество большое.

Мефодий:

Слышал, гимн пропели и тебе и мне,

Значит, мы прославили Россию на Земле.

Такой язык красивый создали не зря,

Ты видишь - все славяне нас благодарят.

Однако, кто это кричит,

А речь мне не понятна?

"Старцы" отходят в сторонку. На сцене появляются мальчик и девочка (в очках), ведущие между собой диалог (громко):

Мальчик: "Эй, очкарик, прикинь - училка по физ-ре вконец оборзела, мне пару вкатила за то, что я с полурока сорвался. Мне теперь предки на Макдональдс бабки не дадут!"

Девочка: "А мой фазер запретил мне купить прикид от Дольче и Габанна, видать - с дуба рухнул. В чем мне теперь на тусовку подрулить?"

Мальчик и девочка, оживленно жестикулируя, удаляются.

Снова на сцену выходят "старцы":

Кирилл:

Видать заморские слова

Проникли в речь на Русь

И трудно будет их изжить, боюсь…

Мефодий:

Да нет, ведь это отроки младые,

Не выучили все они слова красивые, простые,

А как прочтут Толстого, Пушкина все книжки,

То враз их головы наполнятся умишком,

Поймут они, что никогда нельзя предать

Язык родной, как Родину и Мать!

Часть 7 - Заключительная

Ведущие:

"Сегодняшний день считают праздником славянской письменности и культуры. Все мы, россияне, славяне, должны помнить наши корни и пропагандировать нашу русскую культуру, помнить наши традиции.

Мы приглашаем выступить с номерами художественной самодеятельности наших учеников".

На сцену выходят несколько учеников и исполняют известные старинные русские народные песни, все кто знают слова - им подпевают. Звучит музыка песен "Порушка-поранья", "Во поле березка стояла" и т.д.

Если имеются соответствующие костюмы и желающие танцевать, исполняются национальные танцы.

На этом классный час в библиотеке, посвященный дню славянской письменности, заканчивается.

  1. Сценарий выпускного вечера в 11 классе "Выпускной бал".
  2. Ответное слово выпускников 11 класса на последний звонок.
  3. Сценарий последнего звонка в школе.
  4. Выступление вожатского 10 класса на Последнем звонке.
  5. Сценарий выпускного вечера в 4 классе в стихах.

Уважаемые посетители, если вы пишете сценки, сценарии на выпускной и можете поделиться с коллегами, или хотите отправить пожелания, перейдите по ссылке ниже.

Добавить сценарий

День славянской письменности. сценарий для школьников

Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Славянская письменность и её издатели"

Цели: ознакомить учащихся с истоками родного языка и письменности; воспитывать бережное к ним отношение и уважение.

Подготовка

Листы ватмана в виде журнала с названиями страниц.

Действующие лица

Учитель.

Ведущий.

Император.

Константин.

Историк.

Посол.

Чтецы.

Ход мероприятия

Учитель. Что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы слышим, которые можем написать и прочитать? Очень многое! Без этого языка, без букв не было бы нашей нации - русского народа, не было бы ни истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени. Сегодня мы с вами поговорим об истоках нашего языка, письменности и культуры, о том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги.

Страница первая. «Кирилл и Мефодий»

Эта страница посвящена тем, кто создал славянскую азбуку - Кириллу и Мефодию. Это было давно, в IX веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций. Ее столица - город Солуни. В семье военного чиновника, служившего в Солуни, росли два сына - Константин и Мефодий. Население там было - наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, а отец - болгарином, и поэтому с детства у них - солунских братьев - было два родных языка - греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться. Когда Константину было 7 лет, он увидел вещий сон: «Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жены. Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; ее звали С офия (по-гречески мудрость)». Так еще в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни. Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии - Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие - все это сделало его одним из самых образованных людей времени. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.

В то время, когда жили Константин и Мефодий, славянские народы занимали обширные территории Восточной и Центральной Европы. Они достигли такого уровня развития, когда необходимо стало иметь письменность - свою, славянскую (а пользовались тогда славяне греческими и латинскими буквами.)

Представим себе двор византийского императора Михаила. 862 год.

Инсценировка

Император. Константин, ты закончил учебу, предлагаю тебе занять почетную и высокую должность управляющего провинцией.

Константин. Кроме просвещения разума, я ничего не желаю. Просветив же разум, хочу искать более важного, чем все почести и богатства.

Историк. Отказался Константин и занялся работой в библиотеке и дальнейшей учебой, самообразованием. Прошли годы. Однажды пришли к императору послы из далекой славянской Моравии, что в самом центре Европы. Они приехали просить учителей, которые научили бы их вести церковную службу на славянском - родном языке, а не на латинском.

Посол (к императору). Добрый владыко! Пошли нам, христианам, такого мужа, который бы поставил нас на путь разума и научил по-своему записывать слово Божие. Знаем мы, что уважаешь ты и другие народы, их язык и веру.

Историк. Тогда позвал Михаил Константина Философа и сказал ему.

Император. Слышишь ли, философ, речи сии? Знаю я: ты утомлен, но никто этого не сделает, кроме тебя. Возьми брата своего Мефодия и идите с Богом, ведь вы оба - солуняне, а солуняне по-славянски разумеют.

Константин. Я немощен телом и болен, но с радостью пойду в моравскую землю, если они имеют азбуку своего языка.

Ибо просвещение народа без письмен его языка подобно попыткам писать на воде.

Историк. Узнав, что азбуки у моравов нет, Константин начал ее создавать. Он долго «молился, и открыл ему Бог, и тогда сложил письмена и начал писать слова Евангелия: "Сначала было слово, и слово было Бог..."».

Началась большая работа - братья предложили свой алфавит, составили славянскую азбуку, некоторые буквы они взяли из греческого алфавита, некоторые придумали сами. Азбука названа в честь Кирилла, в ней 43 буквы, каждая имеет свое название (А - аз, Б - буки, В - веди... Л - люди, И - покой, С - слово и т. д.)

Чтец.

Так вот они - наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь.

Так вот где, так вот где впервые

Обрел у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твердость глагол.

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

Автор: В. Сидоров. «Кириллица»

Историк. В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном языке, а не на чужом и непонятном-латинском. Создавались письмена и светские книги. Началось славянское летописание. До нашего времени дошла копия первого очерка славянского письма, которое написал Черноризец Храбр, монах, древнеболгарский писатель IX-X веков. Послушайте отрывок «Сказания о письменах».

Чтец. «.. . Прежде у славян не было книг, но чертами и знаками читали и гадали, когда были язычниками... Потом же человеколюбец Бог помиловал род славянский и послал им святого Константина Философа, прозванного Кириллом, мужа праведного и истинного...»

Историк. Всю жизнь свою солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам. Они не придавали особого значения ни богатству, ни почестям, ни славе, ни карьере. Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, а старший Мефодий был в основном организатором. Константин переводил с греческого и латинского на славянский, писал, создав азбуку, по-славянски, Мефодий издавал книги, руководил школой учеников.

Константину не суждено было вернуться на Родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Был похоронен в Риме.

Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии.

Чтец. Отрывок из стихотворения болгарской поэтессы Лилианы Стефановой «Смерть Кирилла».

В колокола трезвонил Рим,

Поплыли бронзовые, звуки.

Детей славянских перед ним,

Читавших медленно: аз, буки,

Видение вставало зримо,

И чудо тонких строчек плыло...

... И мудрый сеятель изрек:

«Взошли на ниве семена

И стала полем целина,

Рукой засеянная щедрой..»

Историк. Славянскому алфавиту и литературе более 1 ООО лет. Созданная в IX веке братьями Кириллом и Мефодием славянская азбука и сейчас служит многим народам: болгарам, словакам, сербам, белорусам, украинцам - всем славянским народам - и нам, русским.

Страница вторая. «Польза от учения книжного»

В наши дни есть много свидетельств того, как в Древней Руси почитали грамоту и книги. Ученые-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. Это много.

Еще в IX и X веках были люди, знавшие старославянский язык и применявшие кириллицу для государственных документов. Но после принятия христианства на Руси, в 988 году, письменность стала распространяться быстрее. Старославянский язык, на который были уже переведены богослужебные книги, очень близок к древнерусскому, понятен и доступен. Когда русские переписчики переписывали эти книги, они добавляли в них еще и черты родного языка. Так постепенно складывался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского».

О жизни в Древней Руси есть немало летописей - это исторические повествования, в которых записи велись по годам. Самая яркая из них - «Повесть временных лет», написанная в начале XII века. В эту летопись вошли песни, легенды, предания, рассказы.

Видео: православные ролики