Поздравления
СМС поздравления, сценарии праздников, тосты

Сценарий праздника святки

5 сентября 2013 г.
Сценарии праздников

Зимние святки - сценарии детских праздников

Праздник для старших групп. В центре зала стоит новогодняя елка. Дети в русских костюмах заходят в зал и свободно встают вокруг елки. Ведущая: Дети, наши встречи у нарядной елочки продолжаются. На пороге большой христианский праздник - Рождество. А вы знаете, что это за праздник? (ответы детей) Усаживайтесь поудобнее и слушайте. Выключается верхний свет, зажигаются свечи, звучит тихая музыка. Ведущая садится за стол, на котором горит свеча. Ведущая: Рождество - это религиозный праздник. Само слово Рождество говорит о том, что кто- то родился. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлиееме родился Иисус Христос - Сын Божий. Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлиеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия. Дети поют песню «Рождество». Ведущая: Когда родился Сын Божий все пришли к нему с дарами. Пришла и маленькая елочка к младенцу. Послушайте стихотворение о том, что из этого вышло. Звучит негромко музыка. Ведущая читает стихотворение неизвестного автора «Рождественская елка». Ведущая: Великое чудо в ту ночь совершалось. Спасителя Бог нам послал. В забытой пещере, в заброшенных яслях Младенец, Сын Божий лежал. Звезда над пещерой как свет путеводный, сияла ученым волхвам, И громкая песнь пастухов величаво и стройно неслась к небесам. Воспитатель: С людьми вся природа в ту ночь ликовала : шумя на деревьях, листы Таинственным шепотом славили Бога и пахли сильнее цветы. Три дерева - пальма, маслина и елка у входа в пещеру росли. И первые дни в горделивом восторге младенцу поклон принесли. Ведущая: Прекрасная пальма его осенила зеленой короной своей, А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей. Лишь скромная елка печально стояла: она не имела даров, И взоры людей не пленял красотою ее неизменный покров. Воспитатель: Увидел то ангел Господень и елке с любовью сказал: «Скромна ты, в печали не ропщешь, за это от Бога награда тебе суждена». Сказал он - и звездочки с неба скатились на елку одна за другой, И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой. На елке загораются огоньки. Ведущая: Младенец от яркого звездного света проснулся, на елку взглянул, И личико вдруг озарилось улыбкой, и ручки Он к ней протянул. А мы с той поры каждый год вспоминаем и набожно чтим Рождество Ребенок ли, взрослый - все празднику рады, и в каждой семье торжество! Ведущая: Повеселимся и мы у рождественской елочки. Гасят свечи, а дети встают вокруг елочки и поют песню « Белый снег белешенький». Ведущая: Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, в нечистую силу: Бабу-Ягу, кикимору, черта и др. Группами они ходили по домам, поздравляли праздником, желали наилучшего специальными песенками - колядками. Послушайте песенку-колядку. Коляда, коляда, подавай пирога, дай блин, дай кишку, Свиную ножку ,всем понемножку. Неси, не тряси - давай, не ломай! Колядовщики за свои песенки просили угощения. А хозяева их ждали и с удовольствием выслушивали, а затем и угощали. Слышится веселая песенка колядовщиков. Ведущая:Слышите и к нам идут ряженые, давайте встретим их. Входят колядовщики: Баба-Яга, коза, Дед Мороз, Цыганка поют песенку. Коляда, коляда, открывай ворота, Кто даст пирога Тому полон хлев скота, овин с овсом. Жеребца с хвостом. Сеем веем посеваем с Новым годом поздравляем. Один из ряженых сеет зерно ( имитирует движения сеетеля). Ведущая: Здравствуйте, люди добрые. Вот вам угощение: сыр да печенье, пряники, конфеты. Дети угощают ряженых конфетами.. Ряженые: Давайте играть, веселиться, плясать. А как будем играть, подскажет нам шапка. Положим в шапку картинки, накроем платком, какую вытащите картинку в такую и играть будем. Дети вынимают из шапки картинки , в соответствии с рисунком играют в игры. Игры. Вишня. Дети образуют круг, в центре его по кругу ходит девочка-«вишня» с палкой в руке, постукивая ею об пол. При перечислении имен детей большого хороводатот, чье имя назвали, выходит в центр, к !вишне», и берется рукой за палку. Постепенно образуется малый хоровод вокруг «вишни» (подобие ствола и веток). Вишенку я брала, брала зеленую. Семеюшка мала, семеюшка мала, Пристань, пристань, Маша, Пристань, дорогая. Семеюшка мала, семеюшка мала и т.д. На горе мак. Выбирается Ермак, он становится в центр круга. Вокруг дети водят хоровод под песню, двигаются медленно, с притопами, как бы раскачиваясь. По окончании каждой песенной строфы круг останавливается , и все дети спрашивают Ермака: « Дед Ермак, ты сеял мак? - Сеял! ( Песня возобновляется.) Затем: «Дед Ермак, ты полол мак? - Полол! «Дед Ермак, цветет мак? - Цветет! « Дед Ермак, созрел мак? - Созрел! «Дед Ермак, пора трясти мак? - Пора! После этого играющие с криками «Тряси мак, тряси мак! Подбегают к Ермаку и тормошат его. Ведущая: Сядем, отдохнем, песенку споем. Дети поют песню «Ой, ты зимушка-зима» Ведущая: А на Святки пришли не только Колядки и гаданья тоже. Кто же нам погадает? Цыганка: Позолоти ручку, дорогая, всю правду скажу, ничего не утаю. Но сначала спляшу. Цыганка пляшет, затем с поговорками гадает детям по желанию. Дети дают цыганке денежку. Дед Мороз: Я тоже хочу погадать ребятам. Где мой мешок? Подзывает детей, они, не глядя, достают из мешка разные предметы. Дед Мороз увидев, что вытащил ребенок, говорит: «Будешь художником» ( кисти, краски), «сапожником» ( ботинки) , «врачом» (бинт) и т.д. По окончании ряженые прощаются .

Видео: Группа студия "Непоседы". Новогодний утренник.

Ряженые: Спасибо вам за веселье, за игры, нам пора к другим домам. А вам доброго здоровьица. ( кланяются). Пышных пирогов, мягоньких блинов! Дети идут пить чай с пирогами.

Сценарий праздника - святки - дистанционный образовательный портал «продлёнка»

    Выходят три девушки в русских костюмах.

Зимние святки были одним из наиболее почитаемых и любимых праздников русского народа. Начинались они с сочельника, кануна Рождества. Обычай кликать коляду был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями благополучия в будущем году, славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими деньгами. Все выпрошенное собиралось в лукошко и съедалось на веселой беседе всеми собравшимися.

Обычно в обходах домов участвовали и ряженые, они приходили на игрища и молодежные вечеринки. Рядились  разнообразно. Мужчины одевались женщинами, а женщины- мужчинами. Был так же обычай ряжения животными- козою, быком, журавлем, медведем. В поведении ряженых наблюдалось как бы два варианта. В одном случае их отличали агрессивность и свобода, развязность, нередко выходящая за рамки принятых норм. Они шумно врывались в дом, ломая и круша все на своем пути, пугая людей и грубо озорничая. Другой вариант поведения ряженых был близок к действиям колядовщиков.

Зимние святки были главным временем гаданий. Начиная Новый год,  человек стремился узнать, что его ждет в будущем. Гадания имели разнообразные формы. Это могли быть приметы, истолкования снов, но могли выражаться и в форме колдовства. Зерно, колос, хлеб- означало плодородие, кольцо- брак. Нередко гадания сопровождались заклинаниями.

- Ой, девчата, заговорились мы с вами. Нас ребята ждут.

- И то правда.! Побежали.

Сидят дед с бабкой на скамейке и вспоминают.

Б: А помнишь, дед, как раньше-то было весело? Ходили мы по избам, колядки пели, хозяев величали, святки справляли.

Д: А помнишь, бабка, сколько при колядовании ряженых было?

Б: Ой, дед! А помнишь как гадали-то, бывало, судьбу свою хотели узнать? В зеркало, в блюдце, в чашку глядели. А песни какие пели!

Д и Б: Ой, Овсень, овсень, во дворе, на дворе,

Сосенки стояли, зелены, кудрявы…

Д: Хватит молодость вспоминать, можно и в старости погулять.

Б: Пойду поставлю тесто. Вдруг заглянут гости, напеку-ка я блинов.

Д: Верно, бабка, не красна изба углами, а красна - пирогами.

Слышится шум, песни.

Мы ходили, мы ходили

По святой Руси.

Поздравляли, величали,

Добро, счастья всем желали.

 Стук в дверь.

Эй, хозяева! Слезайте с печки, зажигайте свечки. Открывайте сундучок, вынимайте пятачок!

Б: у нас денежек нема, опустели погреба!

Пряники, орешки съели сладкоежки!

Идите прочь отсюда!

  - Ну,  что? Не дает? Ах ты, жадоба-кишка, не подать пирога, не виджать тебе добра!

- На двор чертей, да в огород червей.

Подай, не ломай и начинку не теряй.

Подай-ка пирог- с рукавичку широк.

Подавай и каши- золотые чаши.

Либо каши горшок, либо блюдо кишок.

Либо ступу молока, либо блюдо киселя.

Либо сена клок, либо вилы в бок!

 

Уж ты, Марья, не скупись, в Новый год поделись.

Д: Выходи, Марьюшка, встречай гостей со всех волостей.

Б: милости просим в избу!

Колядовщики поют:

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям на весь вечер!

Позволь, хозяюшка, коляду спеть.

Б: милости просим! Окажите честь.

Поют «Виноградие». Входят новые ряженые, медведь и коза.

 Коза:

А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко!

Медведь:

Давай, коза, покажем

Как мы поем и пляшем.

Коза:

Выходи плясать, медведь,

Я частушки буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь::

Ты когда поешь, коза,

Не закатывай глаза,

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь!

Коза:

А ты, Мишенька- медведь,

Сам ты не умеешь петь,

Ты тугой на ухо-

Ни голоса, ни слуха.

Медведь:

 Аз, коза ты, козочка,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться!

Коза:

Ах, мой Мишка дорогой!

Не ругались мы с тобой,

 Мы с тобой шутили,

Народ мы веселили.

Медведь:

Веселей, коза, пляши,

Твои ножки хороши!

Коза:

И твои кривые тоже неплохие! Пляшут  «Барыню»

Вместе:

Мы с тобой колядовали,

Дружно пели и плясали,

Очень утомилися,

Дружно поклонилися!

 Б: Коляда пришла,

Всем веселье принесла

Не сидите, не скучайте,

В хоровод скорее вставайте!

 

Песня «Через речку досточка»

Уж и ходим мы,

 Уж и бродим мы

По  проулочкам, по заулочкам.

Щедрый вечер,добрый вечер, добрым людям на весь вечер!

Уж и ищем мы,

 Уж  и ищем мы

Иванов двор, Иванов двор.

Уж и будем брать.

Будем брать-скупать-

Все калачики, все горячие.

Уж и будем давать,

Давать-наделять-

Колядовщичков, недоросточков.

Дроби бей, дроби бей,

Под ногою воробей!

Под другою-серый гусь,

А плясать-то не боюсь!.

«У нас нонче субботея…»

Слышится три удара колокола: полночь. Пора начинать гадание. Без гаданья что за святки?

     Группа девушек у стола.

Б: прежде чем гадать, девицы- красавицы, нужно выгнать нечистую силу, надо все углы обойти с горящей лучиной. Всякое дерево свято, оно вбирает в себя хорошее, изгоняя нечистую силу.

   Девушка зажигает свечку и обходит всче углы.

- нечистая сила, выйди вон! Святой дух, войди в дом1

Вбегает цыганка. Подходи, народ, погадаю, судьбу-радость нагадаю! Спускается к зрителям, из чаши, накрытой платком, зрители достают по очереди предметы.

Цыганка разъясняет:

Ключи- хорошее хозяйство.

Хлеб- достаток в доме.

Соль-остерегайся, неудачи ждут.

Серьги- к женихам.

Кольцо- к замужеству.

Камушек- предстоят трудности.

Конфеты- сладкая жизнь.

Исполняет танец «Цыганочка».

Ну, спасибо вам, хозяева , за угощение!

Б: И вам спасибо, что не обошли наш дом.

Все: С Новым годом! С Новым здоровьем! С Новым счастьем!

Чтобы поросята водилися, горшки не билися,

Чтоб богатым был круглый год, Новый год!

Коляда, колядки, собрались ребятки!

По деревне пошли, бабку коляду нашли,

Наша бабка Коляда всех ребят созвала.

Всех ребят созвала, всем гостинцы дала.

Выносят поднос с конфетами.

Автор материала: Спирина Татьяна Федоровна Государственное общеобразовательное учреждение Центр образования №771

Сценарий праздника «святки-колядки», для старшего дошкольного возраста. - для воспитателей детских садов - мааам.ру

Сценарий праздника "Святки - Колядки"

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: Познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество. Его значением. Познакомить с обрядом колядования. Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками. Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало; год тоже имеет свое начало. Это своеобразный день рождения, который люди отмечают все вместе. Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки». Обогатить детский словарный запас народными терминами. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Интеграция образовательных областей: Познание, музыка коммуникация, социализация.

Предварительная работа с детьми:

1. Беседы: «Рождество христово»; «Святки»; «Коляда».

2. Чтение детям: Б. Пастернак «Рождественская звезда»; О. Ефремова «Рождество Христово»; Н. Гоголь «Коляда»; Н. Хвостов «Сочельник в лесу»; А. Майкова

«колыбельная»; С Маршак «двенадцать месяцев» ; С. Есенин «поет зима».

3. Беседы по картинам русских художников: Н. Пимоненко «Святочное гадание»; А. Саврасов «зимний пейзаж»; П. Соколов «Тройка зимой».

4. Слушание музыки: П. Чайковский «Январь. У каменька», «Декабрь. Святки» из цикла «времена года». Слушание колокольный звон.

5. Изодеятельность: Рисование на тему: «Зимний вечер».

6. Заучивание колядок, стихотворения С. Есенин «Белая береза».

7. Изготовление Рождественских ангелочков.

Ход:

Зал празднично украшен. в левом углу стоит русская печь, стол с домашней утварью (самовар, и. т. д, сундук. В правом углу стоит нарядная елка, рядом колыбельная с «ребенком», расписанные лавки.

Под русскую народную мелодию «Коляда» - дети, одетые в русские народные костюмы и скоморохи входят в зал небольшими группами, выстраиваются шеренгой, кланяются и проходят, садятся на места. В зале сидят дети старшей группы. Гостей встречает хозяйка, кланяется, предлагает присесть.

Хозяйка: День сегодня непростой,

праздник к нам пришел святой.

Наступило Рождество,

начинаем торжество!

заведем хоровод, повеселим народ!

1 ребенок. Прислушайтесь, поет звезда!

Спешите все туда, туда,

Где на соломе, средь яслей,

Родился Тот, кто всех светлей,

Кто всех прекрасней и мудрей –

Спаситель мира, царь царей!

2 ребенок. Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат;

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие горят.

Ни ушей, ни взоров лишних.

Вот пропели петухи,

И за ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

3 ребенок. Мама елку украшает,

Зреют в печке пироги.

Скоро свечки замигают

Под звездою из фольги!

Снег пушинками кружится

У окошка моего.

Будем вместе веселиться

Елка! Праздник! Рождество!

Стук в дверь, входят колядовщики.

Колядовщиаки. мы и в поле загулялись

да сюда забралися

На людей посмотреть

Себя показать!

Дети поют колядку «Овсень».

Овсень, овсень ты гулял по всем

По заулочкам, по переулочкам.

Кому песни поем, тому сбудется

Тому сбудется, не минуется!

выходи хозяин, выходи боярин!

Принимай гостей,

Со всех волостей!

Скоморох и мальчики : что-то пляска не видна!

Скоморох и девочки: Нет, не правда, вот она!

Скоморох и мальчики: Плясуны не хороши!

Скоморох и девочки: Сам, поди, да попляши!

Скоморох и мальчики: мы присядем, ногу в бок!

Скоморох и девочки: А мы ногу на носок!

Скоморох и мальчики: Топотушками пойдем!

Скоморох и девочки: А мы сядем, отдохнем!

Скоморох и мальчики: С вами мы плясать пойдем!

Скоморох и девочки: И частушки запоем!

девочки и мальчики поют шуточные частушки, на проигрыш играют на музыкальных инструментах.

Колядовщики: А сорить у вас тут можно?

Хозяйка: Можно, приберемся

Колядовщики: сеем, сеем, посеваем

С Новым годом поздравляем!

Открывайте сундучки

Доставайте пяточки

(повторяют слова, разбрасывают зерно)

Хозяйка: Вот вам гости дорогие печенье да пряники.

(дети собирают угощенье в мешок) .

Хозяйка: мальчики, выходите гостей веселой песней порадуйте.

(исполняется песня «Где был, Иванушка»-р. н. п.)

Скоморох: Ай-да мальчики, ай-да затейники!

девочки: да мы все не хуже!

Скоморох и мальчики: Да вам видно «Старушка-завидушка» покоя не дает. ну тогда ловите.

(бросают друг другу шарик, пока он не лопнет-от злости) .

Колядовщики: Коляда, коляда-моляда

а бывает коляда накануне Рождества!

все дети: Пришла коляда

Рождество принесла!

дети поют колядку: тетенька добренька.

подай что-то сдобненько

пышку да лепешку

да свиную ножку.

Хозяйка ничего не вынесла. дети поют жадным людям плохую колядку:

хозяюшка, слезай с печи

открывай сундучки

вынимай пяточки

кто не даст лепешку

у того разобьем окошко

кто не даст ватрушки

расстукаем кадушки

кто не даст пирога

запрем ворота, уведем корову за рога!

Хозяйка: коляда, коляда, не хошь пирога?

с луком, с перцем, с комариным сердцем.

Колядовщики: не ломай, не ломай

весь подавай (берут пирог)

жить вам всем вместе, лет до двести,

счастья вам хозяюшка!

Проводится игра «Пирог».

Хозяйка: А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать?

(выносят стол, на нем перевернутые горшочки, под ними разные предметы. Из зала выходят желающие погадать.

Дети водят хоровод и поют:

Горшочек с вершочек

Скажи нам дружочек:

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется!

1 Скоморох. Хлеб - житье в достатке.

2 Скоморох. Колечко - колечко, сей мать муку, пеки пироги.

1 Скоморох. Вата - кому станется, мягкая жизнь достанется.

2 Скоморох. Монетка - к достатку, жить будешь богато.

1 Скоморох. Конфета – лучше нету радости для ребят, чем сладости.

2 Скоморох. Кусочек спички – щепка деревянная к крепкому здоровью.

1 Скоморох. Ниточка – ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.

2 Скоморох. Зеркальце – собою любоваться. Делом не заниматься.

Хозяйка: всего один горшочек остался.

(в зал вбегает Баба-Яга, свистит.)

Баба-Яга: И мне погадайте. Я тоже счастья хочу! достает из под горшочка веточку. Что это? Растолкуйте!

1 Скоморох: видно к новому помелу!

Баба-Яга (огорченно заглядывает под горшочек) а колечка там нет?

2 Скоморох: так, кто же тебя замуж возьмет? тебе сколько лет?

Баба-Яга: Ах так! Ах вот ты так (разгоняет всех помелом). сейчас я буду хозяйкой. попляшите вы у меня! устрою я вам экзамен!

Проводится игра «Ведьмина метелка».

Баба-Яга: Ну, молодцы ребятишки, девчонки и мальчишки!

Хозяйка: а теперь поиграем в игру «Чудеса в решете»- играют две команды: «девчушки - веселушки» и «молодцы - удальцы».

Баба-Яга: что с ногами не пойму

вправо, влево носятся.

не стоят они на месте

так плясать и просятся!

Свободная пляска под русскую народную музыку «Плясовая».

1 Скоморох: людям добрым желаем добра.

2 Скоморох: золота и серебра.

Скоморох и мальчики: пышных пирогов, мягоньких блинов!

Скоморох и девочки: доброго здоровья, маслица коровья!

все колядовщики и дети: кому песни поем, тому сбудется

тому сбудется, не минуется!

Хозяйка: коляда, коляда, пора отведать пирога!

Всех гостей праздника

Рождества привечая

Всех встречая и хлебом и солью

Приглашаю участников к чаю!

Приглашаю детей к застолью!

Звучат колокольные звоны. Дети идут в группу, праздник заканчивается чаепитием.

Похожие записи:

Пришла коляда — открывай ворота!

Стихотворение «С Рождеством! »

Рождественские святки: сценарий проведения праздника. « центр дистанционного творчества "индиго"

Рождественские Святки: сценарий проведения праздника.

Автор: Романова Александра Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №26» г. Мирного Республики Саха (Якутия)

О себе: В школе работаю счастливых 22 года, из них 15 лет по развивающей системе Занкова Л. В. Кто-то из мудрых людей сказал: «Чтобы научить, надо уметь самому, чтобы тебе поверили, надо самому верить, чтобы за тобой пошли, надо идти впереди». Вот и я, открывая мир детям, не перестаю развиваться вместе с ними. За эти годы я научилась фотографировать, создавать презентации, немного работаю в «Фотошопе», но знаю, что я еще многое должна узнать! Я очень люблю своих учеников и свою работу!

Пояснительная записка

Одна из воспитательных задач школы - помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт человеческого, духов¬но-нравственного общения между людьми. В начальной школе для нормального развития ребенка необходимо сохранение игровой формы обучения и воспитания школьников. Работа эта многопланова.

Ежегодно мы на своем методическом объединении учителей начальных классов выбираем наиболее интересные направления воспитательной работы. Для параллели 2-х классов одним из запоминающихся мероприятий является Разножанровый фестиваль «Русские народные традиции», который мы проводим в феврале. Подготовкой начинаем заниматься сразу после новогодних каникул. Каждый 2 класс выбирает свою тему, сочиняет свой сценарий, готовит декорации, костюмы и т.д.

Нам выпало представлять традиционные зимние праздники, из которых мы выбрали самое загадочное время – Святки.

Класс разбился на группы по интересам, начали собирать материал по праздникам, картинки, записывать гадания. Когда материала стало достаточно, сели сочинять сценарий, почти одновременно выявилась группа артистов. Во время обсуждений детям приходилось работать с разнообразной информацией, выделять главное, правильно оформлять свои мысли, отвечать на вопросы одноклассников, участвовать в диалогах, дискуссиях. А во время репетиций понимали, что где-то текст надо переделать, где-то встать по-другому и т.д. С костюмами помогли родители. И вот, что у нас вышло.

Сценарий праздника.

Артисты: 2 ведущих (Ксения, Юлия) , хозяин, хозяйка, дочери, колядовщики, чёртик, «держатели проруби», гости

 1-й ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!

2-й ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!

1-й ведущий: Пожилые и молодые!

Зима – и не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками.

2-й ведущий: Святочный период включает в себя Рождество, Старый Новый год - Васильев день, Страшные вечера, Крещение.

К. Что такое святки?

Праздник это самый длинный,

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели-

С Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенья!

Ю. По дворам ходили в святки,

Пели разные колядки.

Праздник ждали и любили,

Наряжались и шутили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас! (уходят)

1-й ведущий: Святки – волшебное, колдовское время. По преданию, в святочные дни открывались двери в счастливую семейную жизнь. Святые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям.

2-й ведущий: Рождество. Люди веселились и ликовали, в честь рождения божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость.

1-й ведущий: Коляда – так назывался старинный рождественский обряд в честь Рождества Христова. В Рождество любой гость считался священным. Хозяева одаривали колядовщиков угощением.

(колядовщики ходят по кругу) Заходят в дом.

Все: На пороге мы стоим.

«Здравствуйте» не говорим.

Скажем по-другому:

«Мир вашему дому!»

Вифлеемская звезда

Нас направила сюда.

Мы пришли колядовать,

Христа Бога прославлять,

Вас, хозяев, величать!

Миша

Пришла Коляда накануне Рождества.

Дайте коровку, масляну головку!

На окне стоит, на меня глядит,

Подайте блина, будет печь гладка!

Коляда, коляда, подавай пирога!

Блин да лепешку в заднее окошко!

Милана

Коляда, коляда

Пришла коляда

Накануне Рождества

С маслицем, с молочком

У хозяина полон двор живота

А сусеки полны жита

На полице-то пирог лежит

Хозяюшка, подавай:

Подавай, знай, не ломай.

Илья

А дай Бог тому,

Кто в этом дому

Чтобы рожь густа

Чтобы из колоса – осьминина

Из полузерна – пирог большой

Миша

Дай вам, господи

Скота, живота

Корову с теленочком

Овцу с поросеночком

Лошадь с жеребеночком

Свинью с ягненочком

Вика

Хозяину с хозяйкой

Солнце и месяц

Детушкам их милым

Частым звездочкам

Многие лета

Многие лета

Женя

Коляда, коляда

Выходи со двора

Солнце встречать

Счастья желать

Чтобы был в доме хлеб

Чтоб пустым не был хлев

Милана

Хозяину, хозяюшке

Детушкам их милым

Многие лета

Многие лета

Ответ хозяев: С новым годом, со всем родом!

Хозяева привечают гостей.

2-й ведущий: Старый новый год - Васильев день, который приходится на 14 января, и поэтому в старину Деда Мороза нередко величали Васильевичем.

(хозяйка с дочками показывают действия к словам ведущих)

В этот день все хозяйки нажаривали, наваривали, напекали как можно больше всякой еды, поджидали ряженных гостей, гуляли, веселились.

1-й ведущий: Варили кашу- фасоль, разные крупы и ягоды -главное угощение, а сладости – прянички с изображением животных (козочек)

2-й ведущий: ГАДАНИЕ.

На Святки самым интересным было гадание. Это очень увлекательный процесс, но таинственный и опасный. Гадать можно было в любое время, но самым верным было завораживание с 7 по 19 января. Девушки и юноши гадали, желая узнать свою судьбу: будет ли жених надежный и статный, будет ли невеста красива да пригожа.

Сценка (участвуют колядовщики и дочки) Во время гадания постоянно мимо пробегает чёртик.

1. На Руси девушки выпускали курочку. Кто из девушек первая поймает – в этом году выйдет замуж.

2. Другое гадание : брали стакан с водой, опускали туда золотое кольцо, и смотрели. Что представили – то и случится.

Гости по очереди достают из торбочки предметы гадания:

Лента - длинная дорога

Щепка - к крепкому здоровью

Зеркальце - к красоте

Пуговица - счастье в семье

Конфета - к сладкой жизни

Бублик - к богатству

Перо - продвижение по службе.

Собака – к другу

Выбегают по очереди (за кулисы). Там выстраиваются, при словах «эта вода …» по-очереди выходят , трижды приседают (зрители видят «прорубь» из ткани) и выстраиваются на финальную часть за ведущими

1-й ведущий: Крещение. 19 января. Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение — такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Именно эта вода должна была смыть грех (а гадания всегда считались связанными с нечистью). После крещения в проруби нельзя было еще неделю стирать, полоскать белье.

2-й ведущий: Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам старинные зимние обрядовые праздники России–матушки: Новый год, Васильев день, Крещение и Рождество. Это самые волшебные дни года.

1-й ведущий: Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,

Все тот час произойдет, все тот час сбывается.

- У меня в руках волшебная свеча желаний. Ребята, загадайте каждый свое желание. И ваше желание обязательно исполнится. Только желание должно быть добрым и светлым.

2-й ведущий: Мы надеемся, что эта свеча зажгла искорку счастья, доброты и любви к друг другу. Наш праздник окончен, спасибо за внимание!

Похожие записи

  • Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация букв «п - т» в слогах и словах».
  • Конспект внеклассного мероприятия «Знатоки литературы» (7 класс).
  • Конспект непосредственной образовательной деятельности «Моя Самара».
  • Конспект урока по теме «Как прекрасна наша планета во все времена года» (3 класс, с применением интерактивных технологий).
  • Конспект внеклассного мероприятия «Космическая игра « Здравствуй, инопланетянин! » (1 класс).

Сценарий народного праздника на святки

Семик празднуется в седьмой четверг после Пасхи. В этом празднике преобладает культ березы, которая является символом русской земли. Улицы и дома села в день праздника украшают ветками березки и цветами. Маленькие березки ставят в домах и на улице. В этот день красят яйца, пекут караваи, сдобники, драчены, яичницу.

Праздник начинается с обхода домов веселой компанией. Фольклорный коллектив в ярких костюмах с корзинами в руках собирает по домам крашеные яйца и другую снедь. Во главе идут Семик и Семичиха. Семиком рядится девушка. На ней мужская рваная одежда, на спине делается горб. Семичиха – мальчик-подросток в женском платье. В руки он берет старое ведро и палку. Производя много шума, компания ходит от дома к дому и кричит под окнами.

Семик честный, Семик ладужный,

Послал за винцом.

На нем семь одеж, все шелковые,

Полушелковые.

Семику да Семичихе—яичко!

Семик баню продает,

Семичиха не дает.

Стряпала, стряпала,

В тесто ложки прятала.

Из какого-то одного дома веселую компанию выходит встречать Хороводница. У нее в руках на вышитом полотенце праздничный каравай.

ХОРОВОДНИЦА: Здравствуйте, Семик честной со своей Семичихой!

Здравствуйте, люди добрые, с праздничком вас!

(Хороводница запевает «Я лужком иду». Фольклорный коллектив подхватывает песню и вслед за Хороводницей ведет хоровод):

Я лужком иду, положок белю,

Белю, белю – не выбелю.

Я белю, белю, я не выбелю,

Себе ровнюшку я не выберу.

Себе ровнюшку я не выберу.

А я выбрала себе малыва.

А я выбрала себе малыва,

Со малым гулять буду.

На гулянье иду– собаки рвут,

С гулянья пойду – да ребята бьют.

С гулянья пойду – да ребята бьют,

Да меня молоду, да горе берет.

Да меня молоду, да горе берет,

Да горе берет великое.

Я лужком иду, я полог белю,

Белю, белю – не выбелю.

Белю, белю – я не выбелю,

Себе ровнюшку я не выберу.

Себе ровнюшку я не выберу,

А я выбрала себе старого.

А я выбрала себе старого,

Со старым гулять иду.

А со старым гулять иду,

На гулянье иду – да закашляется,

На гулянье иду – да закашляется,

А с гулянья иду – задохнется.

А меня молоду да горе берет,

Да горе берет великое.

Я лужком иду, я полог белю.

Я белю, белю, я не выбелю,

Я белю, белю, я не выбелю,

Себе ровнюшку я выберу.

Себе ровнюшку я выберу,

Со ровнюшкой гулять иду.

Со ровнюшкой гулять иду,

На гулянье иду – приплясываю,

На гулянье иду – приплясываю,

А с гулянья иду – притопываю.

А с гулянья иду – притопываю,

Меня молоду потешила.

(В то время, когда Семик и Семичиха со своей компанией ходят по селу, с другого его конца входит другой фольклорный коллектив, одетый в традиционные костюмы, с венками на головах. Во главе с Бабкой-позываткой девушки несут березку, (которую утром в день праздника срубают в лесу), украшают ее цветами, лентами, цветными лоскутками и нитками. С песней «Ты береза, ты моя береза» березку несут к заранее намеченной площадке (центральная площадь села, парк, лужайка и т. п.) и вкапывают там в землю.

Из второго коллектива девушки с венками из цветов поют «Ты береза, ты моя береза»):

Ты береза, ты моя береза,

Ты кудрявая моя береза.

Ай, думала, думала,

Сидела, гадала.

Всю я ночку не спала,

Плакала, рыдала!

(К этому же месту подходят участники первого коллектива с собранными по селу дарами. Бабка-позыватка вешает на ветки березы большой венок из тонких веток березы. Оба коллектива поют песню «Стой, мой милай каравод»):

Стой, мой милай каравод,

Что за милай за народ,

Стой, не расходись,

Стой, не убеги.

Я во этом караводе

Ходила-гуляла.

Скакучи я, плясучи я,

Веночек сронила.

Сронимши я венок,

Пойду, взойду во тирем.

Милый говорит:

«За мной, милая, поди,

Венок поди-понеси,

На головку положи.

За мной милая идет,

Да венок-от понесет».

БАБКА-ПОЗЫВАТКА: А теперича, девки, пришла пора вам покумиться. Вставайте парами, подружки.

(Все подружки, решившие покумиться, ходят в разные стороны вокруг березы и, встретившись у венка, целуются три раза сквозь венок со словами):

1-Я ПАРА:

I подружка: Ты кукушка, ряба,

Ты кому же кума?

II подружка: Покумимся, кумушка,

Покумимся, голубушка,

Чтобы жить любовно,

Жить– не браниться.

2-Я ПАРА:

I подружка: Кумушка – кума,

Давай покумимся с тобой!

II подружка: Не ругаться и не драться,

До Троицына дни дождаться.

3-Я ПАРА:

I подружка: Кума, кумись с мной!

II подружка: До Троицына дня —

Не ругаться,

Не браниться

И камнями не кидаться.

(Во время кумления каждая пара обменивается подарками: платочками, заколками, лентами, полотенцами и прочим, дают обет жить в мире и согласии.

А в это время фольклорный коллектив исполняет величальную березе.)

«Береза моя, бёрезонька»:

Береза моя, бёрезонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

Стоишь ли ты, бёрезонька,

Посередь долинушки,

На тебе, бёрезонька,

Листья зеленые.

Под тобой, бёрезонька,

Травка шелковая,

Близ тебя, бёрезонька,

Красны девушки

В Семик поют.

Круг тебя, бёрезонька,

Красны девушки венки плетут.

(После кумления под березой на лужайке расстилаются скатерти. Все участники ритуала раскладывают на них принесенную с собой снедь для семицкой трапезы. Ритуальная еда в этот день – крашеные яйца, яичница, драчена, сдобники и «козули».

Подружки-кумушки рассаживаются у скатерти или за столы, если нельзя сесть на землю. Украшенный каравай Хороводница кладет под березой, на скатерть. Вокруг березы по всей поляне располагаются все собравшиеся. Играют гармошки, под их наигрыши поют частушки и пляшут).

БАБКА-ПОЗЫВАТКА: Вся живительная сила нашей березки стеклась в ее вершину. Кто хочет силушки и здоровья у березки получить, привязывайте к ее макушке свои ленты и пояса.

(Участницы фольклорного коллектива привязывают к вершине березки цветные ленты. Держась за концы своей ленточки, девушки в венках ходят вокруг березки под песню «Как под лесом, под лесочком»).

Как под лесом, под лесочком

Тра - травынька растет.

Ой, ли, ой, ли, ой, люшеньки,

Тра - травынька растет.

Как по этой, по травыньке,

Гу - гуляет казак.

Ой, ли, ой, ли, ой, люшеньки,

Гу - гуляет казак.

Он гуляет расдушенька,

Не - невест выбирает,

Ой, ли, ой, ли, ой, люшеньки,

Не - невест выбирает.

Которая понравится,

За - за рученьку брал,

Ой, лий, ой, ли, ой, люшеньки.

За - за рученьку брал.

Анюшенька-раздушенька,

Со - собой хороша.

Ой, ли, ой, ли, ой люшеньки,

Со - собой хороша.

И хороша, и пригожа,

По - пойди за меня.

Ой, ли, ой, ли, ой, люшеньки,

По - пойди за меня.

Эх, за такого, за донского,

За - за казаченьку.

Ой, ли, ой, ли, ой, люшеньки,

За - за казаченьку.

(После исполнения этой песни участники хоровода вытаскивают березку из земли. Одна из девушек держит березку, а остальные держаться за свои ленточки. И вся процессия движется к реке, озеру или другому водоему. Наряженную березку бросают в воду и поют «Поплыл миленький дружок по речке»):

Поплыл миленький дружок по речке,

А я за ним, ой, да, а я за ним.

Крутым бережком.

А я за ним крутым бережком.

Да правой рученькой, да правой

Рученькой

Ему махала.

Косыночкой, ой, да косыночкой

Ему голубой.

Косыночкой ему голубой

Да разголубе, ой, да

Разголубенькой

Ему махала.

Воротися, ой, да воротися,

Мой милый, назад.

Воротися, мой милый, назад.

Да воротися, ой, да воротися, милый,

Оглянися.

Я забыла, ой, да я забыла,

Что тебе сказать.

(После этого начинается обряд гадания на венках. Венки, сплетенные заранее, до сих пор были у девушек на головах. Теперь они бросают их в воду.)

БАБКА-ПОЗЫВАТКА: Девки, ленты-то с венков снимите, прячьте подальше и всю жизнь храните на память. А если в этом году замуж выходить будете, свечи ими связывайте.

Бросают в воду венки и парни, если они были подарены им их подругами. Если два венка – девушки и парня –сближались, то это, к скорой свадьбе. Если венок поплывет, то это означало неизменное счастье. Если вертится на одном месте, то это предвещало расстройство свадьбы, семейные ссоры. Если венок потонет, это угрожало великим несчастьем: смертью родных или суженого. Если венок останавливается на одном месте, то девицам в этом году не быть замужем, а парням оставаться холостыми.

(На берегу реки следует предусмотреть микрофон).

1-Я ДЕВУШКА: Вон мой венок на середине реки поплыл. Может, замуж в этом году выйду!

2-Я ДЕВУШКА: А мой-то остановился... Нет, поплыл, поплыл!