Поздравления
СМС поздравления, сценарии праздников, тосты

Сценарий праздника жаворонки

26 августа 2013 г.
Сценарии праздников

Образовательный портал ucheba.com - психология, психологические методики, гармоничная личность, дошкольное воспитание, сценарии праздников, сценарии внеклассной работы, управление образованием, дополнительное образование, школьные праздники

1. Вы послушайте, ребята,

Моей сказе небогатой

От конька-горбунка

И медведя-плясунка.

Облоухая свинья

На дубу гнездо свила,

Поросила поросят

Ровным счетом шестьдесят.

Распустила поросят

Все по маленьким сучкам,

Поросята визжат,

Полететь они хотят.

Полетели, полетели

И на воздухе присели.

Косолапый медведь

С мухи шкуру содрал,

Полсапожки себе сшил,

В полсапожках щеголял,

Оскользнулся и упал,

В сине море он попал.

Сине море все повыгорело,

Бела рыба вся повылетела.

А на печке мужик

Осетра-рыбу поймал,

А в пламени другой

Быстро щуку схватил.

Как пошло на чудеса

И где море – там леса.

- Весна красная,

Теплое летечко,

Ай, люли-люли,

Теплое летечко.

Сценарий « встреча весны. выпечка жаворонков» к празднику 8 марта (для детей 5-6 лет)

(аудиозапись). Дети входят в зал двумя группами. 1 группа - игра на свистульках, дудочках; 2 - группа - с атрибутами встречи весны(ленты, бумажные птицы, соломенные куклы и т. д.), образуют два полукруга в центре зала. Раздаётся пение птиц, появляется Авдотья плющиха, поет, а капелла укр.н. м. « Ой, весна воротилась».

АВДОТЬЯ: Доброго здоровья!

ДЕТИ: Здравствуй Авдотья плющиха! Куда путь держишь?

АВДОТЬЯ: Прошел день весновки - первой встречи весны. На весновку было погоже - значит и лето будет пригожим. Я весне первая помощница; где пройду - снег тает, ручьи бегут. А ещё весной мы самый первый весенний праздник отмечаем, а какой? (,дети читают стихи).

РЕБЁНОК: В марте первого числа начинается весна -

Мамин день 8 - марта отмечает вся страна.

РЕБЕНОК:

Капли солнечного света,

Брызги солнечного лета

Мы несём сегодня в дом.

Дарим бабушкам и мамам поздравленья с женским днём!

Песня « Дорогие бабушки и мамы».

РЕБЁНОК: Голос мамы так певуч, ласковый и мудрый, Словно первый нежный луч начинает утро.

Мамы добрая рука. Если загрустила я,

Прикоснётся так легко и подарит крылья!

И поёт капель дзень, дзень, тоненькою скрипкой,

Светит каждый вешний день маминой улыбкой.

Мама, мама, мамочка, в этом слове солнца свет!

Мама, мама, мамочка, лучше слова в мире нет!

Мама, мама, мамочка, что роднее, чем она?

Мама, мама, мамочка, у неё в глазах весна!

Песня: « Если в небе туча хмурится» или « капель»,

(после песни дети садятся).

Вот и я пришла посмотреть, как в лесу снег оседает, встречают.

ДЕТИ: И мы с тобой!

АВДОТЬЯ:

Возьму вас, коли, загадку отгадаете.

Кто прочь прогнал метель?

Кто ото льда очистил реки?

Кто разбудил капели звон?

Кто первым почкам дал напиться?

Кто дал земле тепло?

Кто птиц позвал к нам возвратиться?

ДЕТИ: Весна красна!

ребёнок: Идёт матушка весна - отворяй ворота, ребёнок: Первым март пришел - мамин праздник к нам привел, ребёнок: А за ним апрель - отворил окно и дверь, ребёнок: А как пришёл май солнце в дом приглашай.

Дети исполняют музыкальную за кличку «Весна, весна»,

затем дети играют на музыкальных шумовых инструментах, постепенно образуя круг.

АВДОТЬЯ: Хорошо вы голосам птичьим подражаете, свистом своим весну приманиваете. И вот уже из-за моря вереницей к нам домой вернулись птицы.

ребёнок: Всех перелётных птиц черней, чистит землю от червей, ребенок: Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовётся птица?

ДЕТИ: Грач!

АВДОТЬЯ: Грачи - киричи! Вы чьи! Вы чьи!

ВСЕ: Мы весны гонцы!

ребёнок: Самой ранней весной запоёт певец лесной, ребёнок: Это зяблик распевает про любимый край родной! Зяблик первым узнаёт, что весна - красна идёт.

Песня: « Край родной».

ребёнок: Скворушка, прилетай, себе домик выбирай, ребёнок: На дереве высоком, с крылечком широким, ты позвонче свисти да почаще щебечи.

Песня «Скворушка»

АВДОТЬЯ: Жаворонки прилетите. Холодную зиму унесите, тёплую весну принесет! Нам зима - то наскучила, морозами замучила.

Песня - игра: «Как зима с весною повстречалися».

( после песни дети садятся. Выходит КИКИМОРА. Дети разбегаются в разные стороны)

АВДОТЬЯ: А ты кто такая?

КИКИМОРА: Я? Кикимора - шишимора! Да не пугайтесь я сегодня добрая, смирная.

АВДОТЬЯ: Да ну?

КИКИМОРА: Так ведь праздник сегодня какой, - сороки, международный женский день, который отмечают весной, а весну надо как следует встретить. День с ночью равняются, 40 птах небесных издали возвращаются. Идите ко мне поближе (брызгает водой из чаши). Польем-к А мы снежицей, водой талой стены дома нашего, окропим цветы

ранние, чтобы всё вокруг весной задышало, (дети вместе с кикиморой брызгают водой).

КИКИМОРА: Заговорилась я с вами, совсем про тесто забыла. А вы помните, что на Сороки разных птичек из теста пекут, теплом солнышко ясное заряжают?

ДЕТИ: Помним,помним!

КИКИМОРА: Ну, тогда побегу я, мир вашему дому! Не поминайте лихом!

АВДОТЬЯ: Давайте и мы весну поторопим, испечём своих жаворонков. У меня и тесто подоспело, и столы для работы готовы. Надевайте фартуки, мойте руки, за работу принимайтесь! А пока наши ребята лепят жаворонушков мы с вами поиграть успеем, ведь недаром в старину молодёжь любила играть в игры.

Игра с родителями и детьми « Чей кружок быстрей соберётся».

( после игры звучит аудиозапись р. н. м. пение птиц).

АВДОТЬЯ: (на фоне пения птиц). Что за птичка жаворонок! Пение его можно услышать в конце марта за городом - в поле, на лугу. Оно переливается, журчит так необычно, что сердце трепещет от радости. Солнечная песня у жаворонка! Не просто песня, а гимн весне! Эта птичка - невеличка искони на Руси почиталась.

На Сороки каждая хозяюшка придумывала свой фасон птицы, которую выпекала. Кто узором хвост и перья украсит, кто вместо глаз изюм приладит, кто больших, кто малых пичуг вылепит... вот у нас птички появились.

( АВДОТЬЯ показывает, какие птички получились, когда работа закончена, птиц укладывают на противень, передают для выпечки).

АВДОТЬЯ: Ну что ж, осталось посадить птах в печь да на жарком огне испечь, (отдаёт противень воспитателю)

АВДОТЬЯ: Ой, а маленькие ножки по воду ходили?

ДЕТИ: Ходили.

АВДОТЬЯ: Маленькие ручки в той воде помыли?

ДЕТИ: Нет.

АВДОТЬЯ: Водичка, вода, вымой наши ручки тогда. Чтобы были чистыми, чистыми, душистыми (пока дети моют руки, снимают фартуки, выходят двое детей. Один - со связкой бубликов, другой - с птицей на палочке, цветными лентами).

1 ребёнок (размахивая палочкой с лентами и птицей).

Мы на сороки птичек лепили,

Цветные ленты купили,

Птичек снарядили,

На столб посадили.

2 ребёнок. Нашей Авдотье по обычаю сорок бубликов подарили!

Подходят к Авдотье с поклоном и пожеланиями.

3 ребёнок. Ой, лики, лики, лики, тебе, Авдотья, бублики.

4 ребёнок. Их, Авдотья, принимай, нас почаще вспоминай!

АВДОТЬЯ. Спасибо, детушки, спасибо, касатушки!

Собирайся, народ, вас Авдотья зовёт!

На весенний праздник, весёлый. С играми, потехами, небылицами,

с хороводами да песнями, с загадками да шутками, с веселыми прибаутками, всех приглашаю. Всех зазываю. Становитесь-ка, народ, в весенний хоровод!

Исполняется хоровод « Ходит матушка - весна», затем звучит песня - инсценировка «Было у матушки двенадцать дочерей».

В конце инсценировки младшая дочка Дуняша пляшет под аудиозапись русской народной плясовой « Барыня». Все хлопают.

ДУНЯ. Шум весенний затеваем, в игры весело играем!

ребёнок. Тут пошли чудеса: зашумели леса, на весеннем дубу даже ворон заиграл в трубу (выходит ворон, звучит дудочка).

ребёнок. Ворон, ворон, воронок, красный шитый сапожок. Ты нам дудочку отдай, вместе с нами поиграй!

ВОРОН. Эх, кому ж её отдать, это трудно угадать.

ребенок: А тому, чьи ноги побегут быстрей по дороге.

Ворон ставит дудочку посередине круга.

Проводится игра по типу « Гори, гори. Ясно».

Затем дети садятся

АВДОТЬЯ. Издавна на Руси топором тесали брёвна, а когда приходилось строить избу собирались всей деревней, помогали строить избу. Танец нам сейчас покажут и как строили, расскажут.

Танец «Русская изба» см. компакт диск « Продолжение сказки»

АВДОТЬЯ. Посмотрите - как сюда вот изба так изба (показывает избу).

Хорошо в тепле сидеть, ну как тут не запеть!!!

Индивидуальная песня « Мамочка».

Как при солнышке тепло, а при матушке добро!

АВДОТЬЯ (обращаясь к солнцу). Солнце, солнце, выходи, птиц с собою приноси! (появляется солнце, на подносе гнёздышки с испеченными «жаворонушками»).

АВДОТЬЯ. Ой, да во зелёном во бору, да во высоком терему, да жило солнышко ясное. Да к солнцу птицы прилетели. Свои песенки запели: - Ой, пришла весна! Отворяй ворота! Да солнце на небе взошло, лучами землю обожгло; - Ждали долго мы тебя! Здравствуй, щедрая весна!

СОЛНЦЕ (обращаясь к детям).

Попало ваше тесто в горячее место. Попало - не пропало! Жаворонками стало.

Раздаются голоса птиц. Солнце и Авдотья раздают детям птиц. АВДОТЬЯ. Слышите, ребятишки, жаворонки поют, весну зовут. Жаворонушки, пташки малые, пташки малые, голосистые. Летят по воле, несут весну в подоле (дети берут по одной птичке в бумажном гнёздышке (оригами), встают в полукруг.

ДЕТИ. Весна идет весь мир преображая И праздник мам встречаем мы весной Пусть вам родные больше не грустится И радует вас каждый день весной.

ДЕТИ: А птица счастья пусть на крыльях мчится И в каждый дом, и в каждый двор,

Ведь счастье - удивительная птица Пустите птицу счастья в каждый дом!

ВСЕ ДЕТИ: Мы поздравленья с праздником вам шлём!

Песня « Милая мамочка» см. компакт диск " Мамочка моя» Уууууу! (дети звенят на народных инструментах)

Уходят под исполнением заклички «Чувиль-виль-виль»

Сценарий народного праздника "сороки - прилёт птиц"

Подробности Просмотров: 2177

Сценарий народного праздника с участием родителей

во второй младшей группе

«СОРОКИ - прилет птиц»

Составила:

Воспитатель 1 квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад №5 «Одуванчик»,

Иркутская обл., Шелеховский р-н, с. Баклаши

Чугуевская Елена Вячеславовна.

Цели: Расширять кругозор, закреплять знания о птицах. Познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, познакомить родителей с русским православным обычаем встречи прилета птиц. Расширять словарный запас с помощью фольклора. Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости. Побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Действующие лица:

Хозяйка - родитель (мама);

Солнышко - воспитатель.

Хозяйка:

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я хозяйка лесных птиц. Сегодня у меня праздник!

Ой, а где же Солнышко? Ребята, давайте позовем его.

Дети, произнося закличку «Солнышко».

Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко,

Там детки сидят,

На тебя глядят!

Звучит музыка. Входит Солнышко.

Солнышко:

Иду! Иду! Весну веду!

Здравствуйте! Сколько много здесь гостей собралось! С праздником вас! Сегодня необычный день - день прилета птиц. В народной традиции этот день носит название «Сороки». В этот день, по народному календарю, прилетают из теплых стран 40 птиц и первая из них - жаворонок.

Хозяйка:

Будем весну встречать,

Жаворонков завлекать!

Дети:

Жавороночек, прилети,

Студену зиму унеси!

Жавороночек, принеси

Весну - красну на своем хвосту!

Жавороночек, прилети к огням.

Принеси ты нам тепла, летечка!

Жавороночки, летите в поле,

Несите здоровье:

Первое - коровье,

Второе - овечье,

Третье - человечье!

Солнышко:

Жаворонок - одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка.

Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

Хозяйка:

Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.

Солнышко:

Есть интереснаяигра «Накорми птенцов». Приглашаю родителей и ребят поиграть в неё.

Дети - птенцы, родители - птицы. Птицы должны накормить птенцов. Птиц должно быть больше, чем птенцов. Под музыку птицы - летают. Музыка останавливается - птицы летят кормить птенцов (родитель берёт за руку любого ребёнка). Птице, которой не хватило птенца, выбывает из игры.

Солнышко:

Опустилось на землю тихое: «Ау!»

На неведомом суку вздрогнуло: «Ку-ку!»

Застучало по стволам: «Тук - тук!»

Лес встает навстречу нам: «Кто там?».

А теперь послушайте, звуки лесных птиц.

Угадайте, какие птицы пели для вас?

Прослушивание магнитофонной записи «Звуки леса».

Солнышко:

А знаете ли вы, почему праздник называют не «Жаворонок», а «Сороки»? Это день 40 мучеников, они страдали за свою христианскую веру. 40 воинов были брошены сначала в темницу, а потом в ледяную воду. Их пытались заставить отречься от веры, от Христа. Но стойко держались они своих убеждений. Эти мужественные люди не отреклись от христианской веры. Сила их была так велика, что лица всех 40 воинов озарил необыкновенный свет. Душа их вознеслась и осталась жить в 40 птицах.

Дети:

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

Солнышко:

Какие красивые стихи!

А теперь для наших птиц давайте позовём попутные ветры.

Дети выполняют упражнение «Ветер», произнося слова, выполняют соответствующие движения.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Вытягивают вперед руки, машут ладонями.

Наклоны вправо, влево.

Приседают, руки вперед.

Встают на носки, поднимая руки.

Солнышко:

А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу. Играют родители и дети.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Совы и ватрушки.

Солнышко:

Молодцы, знаете названия птиц. Тише, тише, птички. Настала ночь. Только «Совушка - сова» не спит, на охоту вылетает.

Проводится подвижная игра «Сова».

Дети ходят по кругу и поют. Сова сидит (спит) в середине круга.

В лесу темно.

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

Ребята разбегаются, а «Совушка-сова» их догоняет, кого поймала, тот становится совой. Играют родители и дети.

Солнышко:

«Сороки», с полным основанием, можно назвать детским праздником: ещё накануне женщины месят тесто, пекут сорок шариков и «жаворонки». Шарики по одному выбрасывают каждый день в окно. Крестьяне верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года.

Хозяйка:Иногда в «жаворонки» запекали кольцо или монету. Найдёшь кольцо - быть свадьбе. Монетку - на весь год богатым и счастливым будешь.

Солнышко:

«Жаворонки» раздавали детям, те бежали на улицу в народных ярких костюмах на возвышенное место и начинали, что есть мочи кричать, закликать жаворонков, а с ними и весну. Птичку детки съедали сами, а головку уносили маме.

Дети:

Жаворонки, прилетите,

Весну - красну принесите!

Принесите весну

На своем хвосту,

На сохе, на бороне,

На овсяном снопе!

«Танцевать становись». Дети танцуют парами, выполняя движения согласно текста.

Солнышко:

22 марта, когда день, становился по длине, равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек «жаворонков», пекли их. У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Дети ходили по селу, подбрасывали своих птичек вверх и кликали весну.

Ну, какой же праздник без «жаворонков»? Я приготовила соленое тесто, из него мы с вами изготовим эти весенние сувениры.

Совместное изготовление «жаворонков» из соленого теста (Коллективная работа).

Солнышко: Молодцы и ребята, и родители. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки - «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.

Солнышко раздает угощение, приговаривая:

Жаворонки прилетели,

На головку деткам сели.

Хоть птицы к нам возвращаются,

А до тепла еще далеко -

40 мучеников,

40 утренников,

40 заморозков.

Хозяйка и Солнышко прощаются. Звучит музыка. Праздник закончен.

  • < Назад
  • Вперёд >

Детский праздник "жаворонки". кличем весну, а зиму прогоняем! - сценарии праздников - каталог статей - сайт детского сада "теремок"

Народная фантазия, переиначив церковное название праздника, дала этому дню более близкое, "птичье" имя - "Сороки". "В этот день, по воззрению крестьян, прилетает из теплых стран сорок птиц, и первая из них -жаворонок. "Бывает, - уверяют опытные старики-крестьяне, - что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, и тот настоящий, он не сдохнет" . Еще до 50-х годов нашего столетия Сороки повсеместно в русских деревнях были "детским праздником". Приведенное ниже описание свидетельствует о том, с каким радостным нетерпением ожидали дети прихода весны и с какой непосредственностью старались своими песнями-закличками ускорить прилет жаворонков."Еще накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут "жаворонков" (в большинстве случаев, с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками), а утром, в день праздника, раздают детям. Кроме того, утром же одна из женщин делает на дворе сорок соломенных гнездышек и в каждое кладет по яичку из теста (это делается отчасти для того, чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома, отчасти же - с целью потешить ребят). Когда жаворонки поспеют, дети берут их и громадной гурьбой, с криками и звонким детским смехом, несут куда-нибудь в сарай или под ригу - закликать жаворонков. Там они сажают своих птиц, всех вместе, на возвышенное место и, сбившись в кучу, начинают, что есть мочи кричать:"Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите:Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!"В некоторых местах эта детская песня заменяется другой:"Уж вы, кулички-жаворонки, Солетайтеся, сокликайтеся. Весна-красна, на чем пришла? На сошечке, на бороночке, На лошадиной голове, На овсяном снопочку, На ржаном колосочку, На пшеничном зернышку-у-у". Эта песня поется несколько раз. Затем ребятишки разбирают своих жаворонков и с тою же песнею бегут по деревне. Так продолжается до самого обеда: деревня полна детских песен, детского крика, детского смеха. Набегавшись вволю, ребятишки опять собираются в одно место и начинают есть своих ржаных птиц. Едят обыкновенно всю птицу за исключением головы, которую малыши берегут каждый для своей матери. Кончается празднество тем, что ребятишки целуются между собой, поздравляют друг друга с весенним праздником и разбегаются по домам. А дома каждый мальчик отдает головку жаворонка матери, со словами: "На-ко, мама, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова,- так чтобы и лен головастый был". Так протекает этот прекрасный детский праздник.

Сценарий фольклорного праздника «сороки» - для воспитателей детских садов - мааам.ру

Цель:

пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Оформление зала.

Зал разделен на две части: справа макет избы с завалинкой, слева – плетень и лавочка, посередине – импровизированная поляна. На сцене лист календаря с названием праздника, поговорки:

o Увидел скворца – весна у крыльца.

o Сколько проталинок – столько и жаворонков.

o На Сороки день с ночью меряются.

o Зима кончается – весна начинается.

o Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.

Вдоль стены – листы народного календаря с названием за март месяц, которые оформляли дети.

ХОД ПРАЗДНИКА

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. День встречи весны -“Сороки”или день весеннего равноденствия мы отмечаем 22 марта.

В этот день, по мнению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки.

Ведущий:1

Весна, весна красная

Приди, весна с радостью

С великой милостью

Со льном высоким

С корнем глубоким

С хлебом

обильным

С ливнем обильным.

Ведущий:1

Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «Зима весну пугает, да сама тает» - пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.

Игра «Золотые ворота».

(Все проходят цепочкой через ворота и говорят слова.)

Ходит матушка – весна

По полям, лесам одна.

Первый раз прощается

Другой раз запрещается,

А на третий раз пойдете

Сами в клетку попадете.

Ходит матушка-весна

Ищет детушек она.

Первый раз прощается

Другой раз запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас. (Дети садятся на стулья)

Ведущий:1

Вышли мы погулять, Весну красную встречать

Необычно это как то: где искать ее и как?

Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».

Жила – была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала:

Машенька. Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать – звать.

Ведущий:1

Ждет Маша весну теплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима – то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки – ноги ознобила, холод – стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце:

Машенька. Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

Выгляни из – за горы, выгляни до вешней поры!

Ведущий:1 Выглянуло Солнце из – за горы, Маша и спрашивает:

Машенька. Видело ли ты, Солнышко, Весну-Красну?

Солнышко: Не встретила я Весну, а видела старую Зиму. Видела, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. А Весна про то не знает. Иди, красная девица, ищи Весну. Зови ее в свои края.

Ведущий:1 Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.

Машенька.

Земля-матушка, ты Весну не встречала?

Земля-матушка:

Меня весна разбудила

К новой жизни пробудила

Вот уже снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает

И зовут друг друга журавли

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет,

Всё весны дыханием согрето

Всё вокруг и любит и поет.

Ведущий:1

А вот и первые весны вестники-птицы, давайте у них спросим.

Машенька.

Птицы, а вы Весну не видели?

Птицы:

Видели, видели

Это она нас с юга домой позвала.

Ведущий:1

Расскажите птицы, где вы бывали?

Что вы видали? Хорошо ли жили, с кем дружили?

Птицы:

Мы скучали по деревне

По скворечне, по деревьям

По соседу - воробью

Ведущий:1

А кто приносит Весну-красну на крыльях?

Дети: Жаворонки

Ведущий:1

Давайте попросим их помочь нам

Дети:

* * *

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое!

Унесите от нас

Зиму холодную!

Нам холодная зима

Надоскучила,

Руки, ноги отморозила!

* * *

Жаворонок,

Жаворонок!

На тебе зиму,

А нам лето,

На тебе сани,

А нам телегу!

* * *

Жаворонок!

Жаворонок!

На тебе зиму,

А нам лето!

На тебе сани,

А нам телегу!

* * *

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

* * *

Жаворонки,

Жаворонки,

Прилетите!

Красну вёсну

Принесите!

Зиму холодную

Унесите!

* * *

Жаворонки, прилетите!

Красну весну принесите!

Нам зима-то надоела,

Весь хлеб у нас поела

Нет ни хлеба ни картошки,

Самовар стоит на окошке,

Чай я выпил. Сахар съел,

Самовар на кол надел.

Ведущий:1

Стала тут и Маша Весну кликать - звать

- Ой, Весна – Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.

Ведущий:2

- Давайте, ребята и мы поможем Маше кликать Весну Красну!

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Со рожью зернистою,

Со пшеничкой золотистою

Со овсом кучерявыим,

Со ячменем усатыим,

Со просом, со гречею,

С калиною-малиною,

С черной смородиною,

С грушами, со яблочками

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой

Журчик, ключик, паучок.

Прилетел к нам куличок.

Виту-виту-виту-лай!

Принеси весну в наш край!

Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.

ВЕСНА: Я – Весна красна!

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугу ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу,

Людям радость я несу!

Ведущий:2

Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?

ВЕСНА: Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном – тёмном – тёмная ночь живёт. В другом – светлом – ясный день.

Ведущий:2

Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

ВЕСНА: Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

Ведущий:2

Кто же тебе помогает, Весна-красна?

ВЕСНА: Помогает мне солнышко красное. Трудится оно без устали, согревает землю озябшую.

Ведущий:2

Весна красна долго мы тебя ждали: а теперь давайте петь, плясать и веселится!

Песни и пляски.

ВЕСНА: В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.

Спереди у птички шильце,

Позади у птички вильце!

Сама птичка мала,

А за морем была. (ласточка)

Всех перелетных птиц черней,

В пашне ищет он червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач).

В лесу ночном горюет птица,

Она назвать себя боится.

– Ку-ку… Ку-ку…

Не спит опушка,

А птицу эту звать… (кукушка).

Мы построили вдвоем

Для гостей весенних дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай сюда… (скворец).

Ведущий:3

22 марта на Руси пекли из теста птичек «жаворонков», «куличков», «чувилек», мазали их сладким душистым мёдом. Дети ходили по селу, Печеных «жаворонков»

насаживали на шесты, на ветки или на вилы, подкидывали вверх своих птичек и пели заклички. Выбегали на высокое место закликать жаворонков, а с ними и весну. Потом развешивали жаворонков на деревья, чтобы угостить прилетевших птиц. Иногда в жаворонков запекали на счастье монетки, угольки.

Давайте послушаем эти заклички:

Дети:

Приди, весна, приди, красна!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Жаворонок!

Жаворонок!

На тебе зиму,

А ним лето,

На тебе сани,

А нам телегу!

Жаворонки, жаворонки,

Катитесь колесом,

Ваши дети за лесом

Связаны поясом.

В разных местах заклички были разные. Были и такие слова:

«Весна красна,

На чем пришла? »

- «На жердочке,

На бороздочке,

НА овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке».

- «А мы весну ждали,

Клочки допрядали».

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

«Кулик, кулик,

Замыкай зиму,

Замыкай зиму,

Отпирай весну,

Теплое лето! »

Ведущий:2

А сейчас приглашаю всех на общий хоровод с Весной-красной

Песня-хоровод «Ой, бежит ручьем вода»(общая)

Ой, бежит ручьём вода –

Нету снега, нету льда.

Ой, вода! Ой, вода!

Нет ни снега, нет ни льда!

Прилетели журавли

И соловушки-малы.

Журавли, журавли!

И соловушки-малы!

Мы весняночку поём,

Весну красную зовём!

Ой, поём! Ой, поём!

Весну красную зовём!

Ведущий:3

Мы встретились с Весною,

О ней мы все узнали

Хочу, чтоб о весне, прекрасной

Родным вы дома рассказали!

Ведущий:3 Как жаворонки высоко в небе летают, чтобы и хлеб в вашем доме был высоким, пышным и вкусным. Угощайтесь, пожалуйста, дорогие гостьюшки!

(раздача угощения)

Похожие записи:

«Православный праздник Сороки»

Наш музыкальный зал

"закликанье жаворонков" - сценарий к проводам зимы - сценарии - обучение и развитие - почемучка - сайт для детей и их родителей

1. Познакомить с праздником Сороки. Продолжать приобщать детей к

культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные игры.

2. Обобщить знания детей о птицах

3. Закрепить знания о классификации птиц: перелётные, зимующие, пролётные.

4. Воспитывать любовь к народному творчеству, природе, любовь к птицам, воспитывать желание помогать птицам.

Предварительная работа: Заучивание закличек, лепка жаворонков из теста, раскрашивание, знакомство с легендой о 40 мучениках.

Оборудование: Магнитный календарь с табличками дней недели и числами разложенных в беспорядке на столике, отрывной календарь, магнитофон с записью пения птиц, журчанием ручья, берёза настоящая на ветках прикреплены изображения птиц, индивидуальные листочки для задания, три обруча, запись музыкального произведения «Жаворонки», элементы народных костюмов.

Ход

Дети заходят в группу, здороваются

- А теперь возьмите друг друга за руки, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.

- Пожелаем друг другу добра. Я желаю вам добра - подаю руку, дети кладут свои руки сверху, и все вместе произносим: мы желаем всем добра.

- Ребятки, мне кажется, даже солнышко ярче светить стало.

- А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?

- Потому ,что мы улыбнулись друг другу.(ответы детей)

А еще, почему ярко светит солнце?

- Потому что наступила весна!(ответы детей)

- Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали

приближение весны?

- (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая,

солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный),(ответы детей)

- А какой месяц сейчас идёт?

- Наступил март месяц. (ответы детей)

- Да, ребята, в народе говорят: «Пришел март - капельник и зима заплакала».

Ребята, давайте подойдём к магнитному календарю и отметим, какое сегодня число, день недели. На нем мы уже поставили табличку с названием месяца, а день недели сегодня какой?

- Сегодня понедельник.

- Правильно, сегодня день недели - понедельник. А понедельник , какой по счету день?

- Понедельник первый день недели.(напоминаю чтоб дети отвечали полными предложениями, хвалю за ответы).

- Отметьте день недели на магнитном календаре (ребенок выбирает карточку с надписью дня недели, которые лежат на столе).

- А какое сегодня число? На отрывном календаре мы видим листок где обозначена ещё пятница19 марта, а сегодня понедельник, значит ,сколько листков календаря нужно оторвать?

- Нужно оторвать 2 листочка: суббота, воскресенье.(отвечают дети)

- Так какое сегодня число?

- Сегодня 22 марта. (отвечают дети)

- Отметьте на календаре нужное число ( ребенок выбирает карточку с нужными цифрами, которые лежат на столе и размещает на магнитном календаре).

- А теперь назовите сегодняшнюю дату.

- Сегодня 22марта, понедельник.

- Беру в руки отрывной календарь. А сегодня- то день необычный (говорю загадочным голосом), 22 марта народный праздник -«сороки». Найдите значок праздника на столе и поставьте обозначение праздника в окошечко на магнитном календаре.

- А теперь, ребята, давайте сядем на лавочки и почитаем что же написано в календаре о сегодняшем празднике?(дети рассаживаются на скамеечки) Помните , я вам рассказывала легенду о 40 воинах? Так вот, с того давнего времени на Руси стали отмечать этот день, то есть 22 марта. Утром хозяйки из оставшейся ржаной и овсяной муки пекли 40 хлебных шариков, а затем выбрасывали каждый день по одному шарику на улицу, задабривая мороз, и говорили:

«Мороз - красный нос

Вот тебе хлеб и овёс.

А теперь убирайся по добру — поздорову.

В народе говорили. Что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт совсем, а прилетят 40 разных птиц и весну на крыльях принесут.

А ещё есть такая примета: если с 22 марта, то есть с сороков, каждый день заморозки, то лето будет тёплое. И чтобы приблизить наступление весны, тепла, люди придумали ещё один обряд — закликанье жаворонков. Девушки и дети ходили по улицам , и пели специальные песенки- заклички, водили хоровод, а в руках у них были маленькие булочки из теста, похожие на птицу.

Больше всего ждали маленькую птичку- жаворонка, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться от зимнего сна.

А кто знает загадку о жаворонке?

В синем небе голосок, будто крохотный звонок.

Вьётся в небе высоко, слышен голос далеко.

-Правильно, эта загадка о жаворонке. Посмотрите на него,(показываю картинку жаворонка) вот эта незаметная птица, которую так ждут.

- Хотите, мы с вами пойдём жаворонков закликать, весну встречать? (одеваю на

мальчиков фуражки, на девочек платки, берём в руки по жаворонку. (мы лепили их из соленого теста и раскрасили) идём в уголок природы, поём выученные заклички.

1. Жаворонок, жаворонок, вот твой дитёнок,

Дай нам лета, нам зима надоела, всё у нас подъела.

1.идем, становимся в круг

2. Ой, кулики, жаворонушки,

Прилетите к нам у водонушки.

2.подняли жаворонков вверх.

Наклонились до пола.

3. Жаворонок, дуда, прилетай к нам сюда,

Нам зима - то надоела, всю соломку переела.

3.руки вперед, машем к себе

Кружимся вокруг себя.

А теперь поднимите высоко своих жаворонков, чтоб птицы увидели наших жаворонков и прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли.

- Ой, ребята, слышите, птицы поют? (включается запись пения птиц).

- Ребята, послушайте, как весело щебечут птицы, солнышко ярко светит,

появляются проталинки с островками подснежников, журчат ручейки, природа просыпается ото сна.

- Теперь закройте глаза и послушайте звуки весны.(1-2 мин)

- Понравилось вам, ребята, как поют птицы? Где же они щебечут?

- Посмотрите на эту березу, вот они птицы. Посмотрите, сколько их

много прилетело на наши заклинки. А я знаю народную игру, которая так и называется «Птицы». Хотите я вас научу?

- Объясняю правила игры: я буду говорить «Аи, да птица, что за птица?», а кто - то один из вас будет отвечать: «Аи, да птица, птица - снегирь». Кто правильно назовет птицу, тот и возьмет птицу в руки. Играем. Когда все птицы будут у детей в руках, предлагаю следующее задание.

- Ребята, в руках у каждого из вас по птице. Посмотрите на них внимательно и

определите, какая у вас птица: зимующая, перелётная или пролётная.

- А сейчас мы этих птиц поместим в домики. В этом домике будут жить

зимующие птицы, в этом — перелётные, а в этом — пролётные. Пока будет звучать

музыка, вы будете летать, как музыка прекратится, вы занимаете места в своих

домиках.( Играем.)

- Молодцы, вы верно определили домики для птиц, а теперь давайте посадим их на дерево, а сами сядем за столы.

Сели ровно. У вас на столах лежат листочки, на одной стороне птицы, на другой - их

домики. Нужно поселить птицу в свой домик. А теперь приготовьте руки и сделаем

гимнастику для рук:

Дятел на суку сидит, Дятел дерево долбит, Лечит дятел старый дуб Добрый дятел дубу люб.

- А теперь возьмите карандаш и от каждой птицы проведите стрелочку к ее домику.

- а теперь посмотрите на этот мольберт, и проверте, правильно ли вы выполнили задание .(вызываю детей по очереди к мольберту)

- Как называется эта птица? А где находится её домик?

- Все правильно выполнили задание, молодцы!

Оставьте все на столах, подойдите ко мне.

- Ну вот, ребята, птиц мы с вами закликали, по домикам расселили, а почему же весна к нам не идёт, тепла не несёт? Давайте ещё весну позовём:

(Пропеваем еще заклички)

Жаворонушки, прилетите,

Красну- весну принесите,

Принесите весну на своём хвосту.

На сохе, на бороне, на овсяном снопе.

Жаворонок, жаворонок, возьми себе зиму, а нам отдай весну.

Весна, весна красная, приди весна с радостью великою, Да с милостью богатою.

Входит весна с корзинкой

- Здравствуйте, ребята, спасибо вам, что вы мне помогли, устала я бороться с

зимой. А вы пением закличек ,мне помогли ,услышала я вас и победила зиму, а вы знаете какой сегодня праздник?

-знаем, сороки.(ответы детей)

-Правильно. И примета такая есть: если птицы прилетели, и весна придет- тепло принесет. А теперь давайте хоровод возле березы водить.

(Вокруг березки с птицами водим хоровод.)

Хоровод «Земелюшка - чернозём»

Весна: Ребята, я принесла вам жаворонков - символ света, солнца и весны. Угощает детей выпечкой и говорит: «Эти жаворонки непростые, а со значением, с денежкой – к богатству ,с маком - к веселью, с зерном - для богатого урожая. А теперь, милости просим, к столу. У нас и чай готов.

Видео: FILM